О проектеИзобразит. искусствоТеатральное искусствоДекор - прикл.  искусствоМузыка

РесурсыАвторыНа главную

 

 

 

 

Изделия из бересты

 

Панно "Павлин"

 

Бусы из кедра

 

Наличники, украшенные резьбой

Декоративно - прикладное искусство

Разговор о развитии любого вида искусства в регионе всегда начинается с истоков этого искусства. В этом плане говорить о декоративно-прикладном творчестве в Красноярском крае трудно.

Обычно современное декоративно-прикладное искусство уходит корнями в искусство народное, чаще всего в те промыслы, которые существовали и существуют на территории округа. Красноярский край чрезвычайно обширен, он протянулся от севера до юга, и говорить о едином народном искусстве на красноярской земле невозможно, так как ее населяют многие народы, имеющие свои национальные культурные традиции: на юге— хакасы, на севере—долгане, нганасаны, эвенки. Каждый из этих народов развивает свои художественные промыслы, имеет свою систему орнаментального мышления, свой образный изобразительный язык.

Центральные районы Красноярского края с XVII века осваивали переселенцы из разных областей России, Украины, Белоруссии. Они привозили с собой традиции своих народов. Здесь, на сибирской земле эти традиции сохранялись, обогащались, взаимно влияли друг на друга. Особенно ярко это проявилось в народной деревянной резьбе, обильно украшавшей многие города и села Красноярского края. Но в целом о существовании художественных промыслов, отличающихся своеобразием, говорить не приходится — сказалось отсутствие древнейших корней, связи многих поколений с этой землей. Конечно, в крестьянском быту сохранялись многие приемы художественной обработки дерева, глины, традиции вышивки, но нарисовать целостную картину развития декоративно-прикладного искусства очень сложно.

Не развивалось и профессиональное прикладное искусство: не было учебных заведений, выпускавших профессионалов-прикладников, мастерских; казалось, в художниках не было и необходимости... И если были мастера, то их выступления носили единичный характер, как, например, творчество Н.В.Касаткиной (1909 1969). Она не получила специального образования, но благодаря своему мастерству стала в 1950-х годах одним из заметных в крае художников, автором многочисленных вышивок, появляющихся на многих краевых выставках. Хорошо зная народное искусство, Касаткина создавала орнаменты в народном стиле. Её увлекли традиции народов Севера, в частности великолепное мастерство меховой мозаики, глубокая символика геометрических орнаментов эвенков, долган. В своих работах Касаткина создавала стилизации северной орнаментики, ее кумаланы (меховые коврики), варежки, сумочки, выполненные в традициях северной меховой мозаики, хорошо известны красноярцам.

Если в эти годы Касаткина была фактически единственным прикладником, то спустя небольшое время картина изменилась. С 1950-х годов началось бурное развитие городов Красноярского края, освоение его просторов. С новой жизнью стали развиваться многие виды искусства, и не только станковые, но и прикладные.

С Красноярским шелковым комбинатом связали свое творчество многие художники. Наиболее значительными стали работы Л.А.Карташевой, З.А.Некрасовой, И.Ф.Васильевой. Благодаря их мастерству декоративные ткани Красноярского шелкового комбината широко известны. Активно, но с большим тактом вводят художники в орнамент своих изделий традиционные сибирские мотивы, что придает этим тканям своеобразие. Работы мастериц Красноярского шелкового комбината неоднократно достойно представляли прикладное искусство нашего края на выставках самых различных уровней. Широко известны такие ткани, как «Березовая» И.Ф.Васильевой, «Северянка» Л.А.Карташевой, «Березка», «Хакасия» З.А.Некрасовой.

И.Ф.Васильева, много лет отдавшая работе на Красноярском шелковом комбинате, в последние годы выступает как мастер гобелена, панно. Ее ковровые изделия отличаются красотой, выразительной ритмичностью, такова, например, работа «Домик Сурикова», выполненная в нежной серебристой гамме морозного утра, а триптих «Жар-птица», «Павлин», «Цесарка» (аппликация, сукно) совсем иной: он обладает глубоким звучным цветовым строем, теплотой и таинственностью маня в сказку.

Для Сибири в целом до недавнего времени такой вид художественного текстиля, как гобелен, был не характерен. Но в последние годы в различных городах региона стали появляться мастера, владеющие сложным искусством ковроткачества. Многие приезжали в Сибирь после окончания художественных вузов Москвы, Ленинграда. Так сложилась судьба у С.Н.Егорова и И.Н.Алексеевой, которые в 1982 году приехали в Красноярск после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И.Мухиной. Сегодня без преувеличения можно сказать, что они являются ведущими мастерами гобелена в Сибири. Их творчество привлекает к себе и зрителей, и критику. Их работы, тонко сгармонированные по цветовому строю, обладают декоративностью в лучшем смысле этого слова, несут в себе глубокий художественный обрат («Музыка», «Память земли», «Жажда жизни»).

По сути дела, таким же новым, как и искусство текстиля, явилось для Красноярска искусство керамики и стекла. Здесь трудности заключаются еще и в том, что для изготовления художественного стекла, гончарных изделий требуются специально оборудованные мастерские, печи, а их и в настоящее время в Красноярске почти нет. Что уж говорить о 1960-х годах, о том времени, когда здесь начинали работу первые мастера, в числе которых был А.С.Москвитин (1927—1970). Окончив Училище им. В.И.Мухиной, приехал он в 1959 году в Красноярск и работал здесь как мастер по художественному стеклу. Стоило это ему невероятных усилий: для создания произведений приходилось ездить на заводы порой через всю страну. Выполненные им изделия (большинство их сейчас хранится в Красноярском художественном музее им. В.И.Сурикова) отмечены высоким профессиональным мастерством, большим художественным вкусом. Его работам присуща классическая строгость форм, образность (сервиз «Юбилейный», декоративные вазы «Енисей», «Кедр»).

Фарфор, керамика основные материалы, в которых работает А.М.Ткачев. В каждой его работе чувствуется тяготение к монументальности, будь то декоративная ваза или фарфоровый сервиз. Обобщенность, умение передан, в изделии национальные мотивы, высокое техническое мастерство - основные качества лучших работ Ткачева (декоративные вазы «Эвенкийская», «Глухари», сервиз «Восточный»).

В настоящее время искусство керамики Красноярска переживает период яркого расцвета. Это убедительно доказала проходившая в Красноярске в январе 1990 года региональная выставка «Декоративно-прикладное искусство Сибири», на которой керамистам нашего края принадлежал приоритет. В последнее время такой традиционно камерный вид искусства, как керамика, удивляет обилием больших декоративных композиций, предназначенных для интерьера и экстерьера зданий, открытых пространств.

Емким содержанием в этом плане отличаются работы С.Е.Ануфриева. В керамической настенной композиции «Фетиши» автор пытается осмыслить пути цивилизации, предназначение человека на земле. И здесь уже трудно говорить лишь о декоративных функциях керамики, так же как и в композиции «Старые боги», где тоже ярко прослеживается связь с глубокими национальными корнями.

Глубоким философским осмыслением бытия наполняет свои работы В.И.Ильичев, демонстрируя прекрасное владение материалом («Три шара», «Пики», «Религиозная композиция»).

Н.А.Машуков тяготеет к усложненной художественной образности, его не останавливают технические трудности, он умеет целиком подчинить материал своим задачам. Композиции молодого автора аллегоричны, наполнены символами («Семь», «Диалог», «Ветры на Север»).

С.А.Хахонин и Л.П.Хахонина обращаются к самым разнообразным техникам. Их композиции неожиданны по образному решению художника, вносят в них много фантазии («Смерды», сервиз «Золотой сад», набор ваз «Белое и черное»).

Сибирь — лесной край, но мало кто из художников обращается к работе с деревом. Из профессионалов лишь А.П.Золотухин создаст динамичные, исполненные юмора и жизнерадостности композиции в дереве («Зоопарк», «Из семейного альбома», «Зазывалы»).

Большой отряд мастеров декоративно-прикладного искусства в крае, владеющих высокими профессиональными навыками, убеждает нас в том, что прикладные искусства, так недавно пустившие корни на красноярской земле, будут развиваться в разнообразии видов, форм, направлений. Искусство войдет в общественные здания, выполняя свое основное предназначение — дарить радость людям.

на начало страницы

Список сайтов по разделу "Декоративно-прикладное искусство":

"Мой Красноярск" народная энциклопедия http://region.krasu.ru/rubric/72 (жилища, интерьер жилища, подворье и хоз.постройки и др.)

"Сибирское краеведение"   http://andjusev.narod.ru/  персональный сайт Бориса Ермолаевича (жилище и хозяиственные постройки, семья и родственники, быт сибиряков, одежда, народное творчество, обычаи и обряды и др.)

 "Народы России: единство в многообразии"    http://www.narodru.ru/peoples-page2.html  (характеристика народов Севера и Сибири  (особенности быта, одежды, промыслов, обычаи и др.)

 

 

Основные виды изобразительного  искусства

Живопись

Графика

Архитектура

Историко-краеведческие музеи

Фотогалерея по ДПИ

Дидактические материалы

Учебное электронное пособие к курсу "Художественная культура Красноярского края"

Авторский коллектив МОУ-СОШ №6 г. Шарыпово

Адрес: п.Дубинино, г. Шарыпово Красноярского края, ул. О. Кошевого, 16

E-mail: school6@shrp.scn.ru

тел.:  (39153) 29672