Комментарий к краевому (национально-региональный) компоненту государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае



Андреева С. Ю., к.п.н., проректор КК ИПК РО

На основе Закона Красноярского края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» № 11-2071 (1) Законодательным собранием Красноярского края 20 декабря 2005 г. был принят Закон Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае № 17-4256 (2). Этот закон стандартизирует содержание образования, реализуемое за счет часов регионального компонента БУП (Приложение 1). В связи с его введением возникает достаточно много вопросов. В данной статье мы попытаемся ответить на некоторые из них

Прежде всего отметим, что «под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве нормы государственной образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы по достижению этого идеала…. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества образования» (3)

Стандарт определяет цели, структуру, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся в соответствии с потребностями и образовательной стратегией региона. Следует отметить, что стандарт, определяя обязательный минимум содержания, не ограничивает учителя в творчестве, в определении форм и методов обучения

Закон устанавливает основную цель краевого (национально-регионального) компонента (далее - НРК): формирование у обучающихся целостного представления о Красноярском крае, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций края. Вместе с тем следует понимать, что региональный компонент наряду с федеральным, является составной частью стандарта общего образования. А потому, по определению, должен соответствовать основным требованиям, предъявляемым к общему образованию в целом, разными потребителями результатов образования (учителями, родителями, педагогами, обществом в целом)

Будет ли НРК с неизбежностью способствовать становлению нового качества образования? Сам способ формирования стандарта дает основания ответить на этот вопрос положительно (за счет широкой его апробации и обсуждения профессиональным сообществом и различными общественными институтами: учителями, научными деятелями, профессорско-преподавательским составом ВУЗов, педагогами дополнительного образования, союзом журналистов, специалистами агентства образования администрации Красноярского края, депутатским корпусом). Таким образом, принятие закона об установлении НРК можно расценивать как свидетельство того, что содержание стандарта на сегодняшний день соответствует представлениям о нем различных субъектов образования и дает возможность обсуждать его как соответствующий современному качеству красноярского образования

Стандарт структурирован по ступеням общего образования, по учебным предметам внутри ступеней, а также по продолжительности учебной недели. В структуре реализована идея преемственности содержания за счет введения сквозных (начальная - основная школа) учебных предметов («Литература Красноярского края», «Художественная культура Красноярского края», «Природа и экология Красноярского края»)

Структура учебного предмета включает цели изучения учебного предмета, обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников

Содержание стандарта направлено на реализацию двух процессов:

Содержание национально-регионального компонента должно явиться местом реализации основной идеи – идеи развития Человеческого потенциала. Человеческий потенциал – важнейший фактор современного общества. Именно он обеспечивает появление людей, способных к развитию собственных и общественных возможностей, принятию нестандартных решений по отношению к себе и способам социальной организации

По замыслу разработчиков, реализация содержания НРК должна гарантировать: Реализация стандарта возможна на сегодняшний день в двух вариантах:

В основании требований к оцениванию уровня достижений учащихся, освоивших учебные предметы стандарта НРК находятся следующие ключевые компетенции: социальная, информационно-коммуникативная, познавательная и рефлексивная. Именно на становление этих компетенций направлено содержание всех учебных предметов НРК по всем ступеням образования

Социальная компетенция обеспечивает социальную активность и инициативность учащегося, выражающуюся в способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и совершенствовании демократических институтов, инициативы

Информационно-коммуникативная компетенция направлена на владение учащимися устным и письменным языком, владение иностранными языками, развитие способности участвовать в диалоге, умение слушать, слышать и доступно излагать собственные мысли

Становление познавательной компетенции обеспечит школьникам умение определить мотивы, проблемы и цели образовательной деятельности, этапы и собственные приемы обучения; работать с различными источниками информации и обрабатывать полученную информацию, использовать новые технологии в самообразовании

Рефлексивная компетенция предполагает развитие способности оценивать собственную деятельность, управлять собственной деятельностью, решать проблемы

Надпредметные умения обозначенных ключевых компетенций изложены в требованиях к уровню подготовки учащихся стандарта и уточнены в контексте содержания учебных предметов. Например, в Требованиях к уровню подготовки выпускников в результате учебного предмета «Природа и экология Красноярского края», в частности, обозначены:

Таким образом, по сути требования к уровню подготовки выпускников предъявлены как требования, обеспечивающие познавательную компетенцию через освоение конкретного предметного содержания. К сожалению, понятие «компетентность, компетенция» в стандарт НРК не вошли вследствие ограничений, вызванных отсутствием подобных идей и формулировок в Законе об образовании Красноярского края. Мы надеемся внести идею компетентностного подхода к результатам обучения вместе с поправками в нормативно-правовую базу Красноярского края

В этом году Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования планирует разработку диагностических материалов для оценки уровня достижений школьников по всем учебным предметам НРК, а также проведение мероприятий повышения квалификации в соответствии с лицензированной образовательной программой




К оглавлению | На главную