ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ УСТНАЯ РЕЧЬ

От Редактора


Суть изложенного в этом разделе определяется предложением «Что такое хорошо, и что такое плохо?». Излагаемое далее касается не только школьных учителей и учеников. Так или иначе, все мы — преподаватели, работай мы в образовательных учреждениях, будь мы политиками, экскурсоводами, родителями — кем угодно, — всё едино: работаем с людьми. И если хотим передать какую бы то ни было информацию, то приводимые рекомендации могут оказаться небесполезны

О содержании речи

Каждая аудитория специфична. Никогда не забывайте, кому и что Вы говорите: учитывайте возрастную и профессиональную специфику аудитории. При работе со студентами и школьниками основная задача - НАУЧИТЬ, а при общении с коллегами – УБЕДИТЬ (высказывание принадлежит М. Ю. Тиходеевой). Когда то и другое удаётся, получается хорошо

Например, выступление о правилах поведения при землетрясении может быть простейшим изложением последовательности адекватных действий для взрослых, далёких от физической географии; для них главное — не совершить пагубных ошибок и удержать окружающих от паники (прежде всего — собственным примером). Для детей та же речь может быть дополнена объяснением основ геотектоники. Для специалистов-географов можно привести негеографические примеры способов предсказания землетрясений: например, особенности поведения животных, которые чувствуют приближение природного катаклизма много прежде людей

Старайтесь, чтобы смысл речи был понятен всем. Это означает, что изложению специфических аспектов, которые могут быть неизвестны, непонятны и, как следствие, безразличны аудитории, должно предшествовать упоминание более или менее общеизвестных фактов. Например, «Углерод является химической основой самых разнообразных ископаемых: угля, нефти, природного газа, графита, алмаза. Среди всех химических элементов только углерод обладает способностью образовывать длинные цепочки атомов. Из таких цепочек состоят углеводы. Посмотрим, как строение их молекул выглядит на схеме…»

Излагая просто, не делайте скидку на возраст и уровень образованности аудитории. Ставьте планку высоко. Начните с высокой планки для себя как преподавателя. Иначе Ваш талантливый ученик, какие время от времени встречаются, никогда не достигнет того, чего может достичь. Путь к звёздам лежит через тернии-колючки

О форме речи

Твёрдо помните: речь устная и речь письменная — очень разные. Печатный абзац можно зачитывать перед классом лишь при аргументированной необходимости. ДопустИм вариант (теперь большей частью забытый) «домашнего чтения», когда вслух зачитывается смысловой фрагмент крупного литературного произведения или краткий текст целиком. Здесь обязательна игра ролей с ненавязчивыми жестами, мимикой, голосовой выразительностью, — своего рода наглядность, усиливающая впечатление от услышанного

Будьте строги в употреблении понятий; можно (и лучше) быть неформальным, но ни в коем случае не фамильярным. Пример — задача, поставленная некогда учителем физики: «Пушка стреляет через железный занавес под углом А»… Это в семидесятые-то годы! Формулировка неформальна, но и не фривольна. За этим следует строгий расчёт задачи (при учёте веса того, чем стреляем, его размера и формы, скорости и направления ветра, коэффициента сопротивления воздуха, заряда, заложенного в гильзу…). Неформальность постановки изначально сообщает классу лёгкий настрой; от которого недалеко до вдохновения, а там, глядишь, и сложная задача будет решена



Хомячок во время сна сворачивает ушки "фунтиком"
chiburyastik.ru
С первых слов речи слушатели должны быть уверены, что им не собираются в сотый раз повторять «казённые» истины сухим языком чиновника; любой (ЛЮБОЙ!) человек инстинктивно закрывает уши (как хомячок на фото слева), если предчувствует, что ему пытаются навязать нечто без его воли. Это не высказывают вслух (однако проявляется во взгляде), но прочного, не на словах, согласия с аудиторией нельзя достичь многословием. Тем более — пустословием

Говорите лично от себя, сообщайте СВОЁ мнение, — это хорошо. Сообщать чужие соображения и слушать их — плохо, неинтересно. Слова имеют вес; каждое слово в предложении должно дополнять другие слова. Например, краткие, неформальные, но исчерпывающие определения: «Пожар — это горение предметов, для того не предназначенных», «Маринованные грибы — слегка отваренные с лёгким добавлением уксуса. Остальное — по вкусу». «Школьный цифровой микроскоп — то же, что и простая “мыльница”, только с объективом большего увеличения»

Вызывайте эмоции класса кратким неожиданным поворотом речи или смешным изображением — это только хорошо. Например, в начале урока: «Уважаемые дети!». Дети уже насторожились, их никто так не называл. «Где живёт гиппопотам?». Ещё одна неожиданность… «Где-то в джунглях, где-то там. Если б жил он где-то тут, был бы он…» Следует общая реакция: «Гиппопотут!!». — «А теперь, уважаемые дети, шутки в сторону. Займёмся “Повестями Белкина” — произведением Александра Сергеевича Пушкина»

О наглядности



Михаил Михайлович Жванецкий - автор и исполнитель замечательных текстов
liveinternet.ru
Учитель подобен артисту разговорного жанра. Главная его задача — привлечь глаза и уши аудитории к СЕБЕ и, следовательно, к содержанию излагаемого материала. Раз завоёванное внимание нельзя упустить ни на минуту. Соответственно, то, что показывается на экране, должно дополнять, но не заменять оратора

Не показывайте на экране текст, иначе люди станут его читать, а не слушать Вас. Показ текста допустим только в качестве заголовка или когда нужно, чтобы аудитория записала точную цитату. В пародийном варианте это может выглядеть так: "Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся." (Л. C. Петрушевская. Пуськи бятые). Смысл изображения должен быть связан с содержанием речи. Недопустимо выдвигать лозунг «Не зевай!», показывая при этом картинку с зевающим волком, или «Не спи!», демонстрируя спящего кота. Если речь идёт о процессе, то целесообразно показать последовательность этапов этого процесса в штриховом рисунке или на графике (жизненный цикл существа на уроке биологии, колебание идеального маятника при объяснении сущности тригонометрических функций, цикл Карно как принцип работы холодильника на физике), сопроводив показ сжатым комментарием. Не помещайте в рисунке пространные подписи; они — для самостоятельной работы учащихся с текстом, но не для Вашего устного выступления

Последнее значит: в идеале, иллюстрированный электронный текст — это одно, наглядная презентация для речи — совсем другое. Не путайте розовое с кислым. Хорошо, когда говорящий сообщает слушателю то, что имел сказать, и оставляет слушателю на память копию текста с картинками

Не увлекайтесь цветом и тем более анимацией средств PowerPoint: это — детские игрушки. Фраза сказана без малейшего пренебрежения: играть - необходимо; способности детей раскрываются именно в игре. Поэтому анимационные и цветовые эффекты хороши для индивидуальной активности детей, но не для фронтальной работы (со взрослыми — тем более). Дополнительные зрительные образы, сколь бы они ни были привлекательны, отвлекают слушателя от сути предмета. Возможный вариант — последовательность из двух изображений, выполненных в разных цветовых гаммах: на примере чёрно-белого объясняют суть явления, после чего цветной картинкой иллюстрируют проявление объяснённого в реальности. Например, в начале рассказа о принципе получения электроэнергии объясним, как действует электрический генератор: какая-то (любая) внешняя сила вызывает вращение ротора, от чего генератор вырабатывает энергию. Схема вполне может быть чёрно-белой. Затем можно показать фото различных типов электростанций (гидро-, атомных, ветровых, приливных, солнечных, геотермальных) с объяснением работы каждой из них. Будет хорошо

Смысл изложенного можно визуализировать короткими (1-3 мин.) видеофрагментами. Скажем, после объяснения основ магнетизма будет хорошо показать, как капля намагниченной нефти, плавающая в воде, «схватывает» и обволакивает железный предмет (разработка «Школы космонавтики», гор. Железногорск), или как подросший детёныш сурикаты обучает малыша побеждать ядовитого скорпиона, — налицо педагогический принцип формирования разновозрастных групп, в которых старшие учат младших. Дети вообще любят кого-то учить

О времени и регламенте

Говорите ясно и сжато. Оставьте в стороне частности. К ним всегда можно вернуться, если у аудитории возникнет интерес к тому, что сейчас услышано. Это правило используют при перемножении чисел: «Три пишем, семь в уме». При нехватке времени на уроке можно продолжить передачу информации во время перерыва/перемены

О структуре доклада

Лиха беда начало. Внимание аудитории необходимо захватить с первой минуты. Это можно сделать с помощью неожиданных изображения или высказывания, логически связанных с последующим изложением. Другой вариант — сообщение общеизвестной, но неизбитой истины, сразу дающей понять, зачем слушать то, что тебе собираются сказать. Например, «Как предостеречь близких от заболевания клещевым энцефалитом и описторхозом?» (если далее речь пойдёт о профилактике этих распространённых заболеваний). Никогда не забывайте об одном из основных принципов педагогики — прагматичности: первое, о чём думает слушатель, — «А зачем мне это надо?». Привлекая внимание к себе, соображайте о нуждах тех, кто Вас слушает; помните: Вы — только звено (впрочем. важное) между информацией в начале цепи, и ушами и глазами — в её конце

О подготовке речи



Марк Туллий Цицерон - древнеримский философ и оратор
www.ido.rudn.ru
Когда Вы только начинаете быть учителем и верите, что Ваше место — именно здесь, то в краткие часы досуга тренируйтесь в риторике:
  • Каждое Ваше слово необходимо произнести внятно, чему нужно специально учиться. Этому учат в школах актёрского мастерства. Цицерон учил себя сам: его слова звучали ясно, даже если во рту Цицерон держал камешки
  • Выберите интересующую Вас тему. Если в рамках преподаваемого Вами предмета такой темы нет — откажитесь от предмета. Если интересующей Вас темы в рамках школьной программы нет вообще, то перестаньте претендовать на звание Учителя
  • При подготовке речи не торопитесь. Серьёзное не делается быстро. «Поспешишь — людей насмешишь»
  • Напишите текст для изложения темы
  • По написанному составьте план текста. Если почувствуете, что план недостаточно логичен, то исправьте текст и составьте по нему новый план. Впоследствии придёт умение вначале намечать план, потом действовать по этому плану; так оно много лучше
  • Проговорите текст вслух раз, другой, третий. Тогда станет ясно, какие слова и выражения придают речи «шероховатость», проговариваются с неохотой. Такие части текста нужно изменить либо вычеркнуть. Часто встречающееся заблуждение: «Как же я вычеркну то, что создано таким трудом??». Избавьтесь от этого инстинкта: результат Вашего труда — не одно-два предложения, а речь в целом
  • Когда речь произносится свободно, без запинок, пора подобрать к ней изображения. Для начала нужно представить в уме, что именно нужно, — так, чтобы на картинке было всё необходимое — и ничего лишнего. Не нужно безоглядно обращаться к Интернету как к панацее. Лучше изобразить предмет объяснения своей рукой. Если же нет художественных наклонностей, то лучше вспомнить и найти зрительные образы, которые когда-то запали в ум; неспроста же эта тема когда-то привлекла Ваше внимание больше, чем другие вопросы
  • Объединение устной речи с демонстрацией изображений даст готовую презентацию

Предложенный алгоритм может показаться трудоёмким. Для первого раза — да. «Труден первый шаг, и скучен первый путь»
(А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери). Однако не следует забывать, что стройная зрительно продемонстрированная речь ещё не раз пригодится. Фактически, это — фрагмент «портфолио» учителя. Когда таких фрагментов накопится достаточно много, учитель готов к активной работе перед аудиторией каждую минуту и, более того, сможет свободно сочетать части различных фрагментов в зависимости от сложившейся учебной ситуации. В процессе риторической тренировки подготовка последующих фрагментов будет занимать всё меньше времени и рано или поздно превратится в естественный рабочий процесс, совершаемый мысленно, без бумаги и электронной поддержки

Проведение доклада/урока




Урок в его классическом понимании
sydoniaaitkenballard.wordpress.com
  • Демонстрируя наглядность, нельзя делать основной акцент на фотографиях, сколь бы красивы они ни были. Для урока полезнее схемы: учитель рисует или чертит, дети повторяют за ним и учатся строить предложения, формировать контуры. В результате развивается способность мыслить абстрактно, и это хорошо. Подражание — естественный, проверенный миллионами лет способ обучения у животных. Запись на доске лучше, чем показ заранее составленного предложения. Рисунок, выполняемый на доске, лучше, чем демонстрация копии изображения
  • Желательно наличие в классе двух досок. При наличии интерактивной отнюдь не следует отказываться от грифельной, – это плохо. Электроника всегда может отключиться, а обычная школьная доска – никогда
  • Поворачиваться спиной к аудитории можно только в случае необходимости. Не потому, что могут чем-нибудь бросить (хотя такое безобразие тоже случается), а потому что говорящий должен поминутно видеть глаза слушающих его, реагировать на их взор. Известна история учителя, потерявшего слух после контузии на фронте. Когда его спрашивали, каким же образом он оценивает ответы учеников, он отвечал:
    «По глазам. У ребёнка всё на физиономии написано. Даже больше, чем четыре градации. Если надо, можно было ставить и “три” с плюсом или “четыре” с минусом» (А. П. Чудаков. Ложится мгла на старые ступени)
  • До сего момента речь шла об одновременном использовании только двух чувств человека: слуха и зрения. Не опасайтесь осязания. Просто в нужный момент занятия можете слегка прикоснуться кончиками пальцев к плечу слушающего вас человека, — он поймёт, все остальные — тоже. Сложнее с обонянием. Обращение к этому чувству на уроках географии и биологии, уж тем более математики и литературы проблематично. Проще на занятиях химией: можно дать слушателям осторожно понюхать, например, грушевую эссенцию или ацетон, прежде чем перейти к объяснению химической структуры этих веществ. Вкусовые ощущения слушающих возможно использовать на уроках биологии: скажем, объясняя строение рыбьего тела. Для препарирования в качестве одного из мыслимых вариантов используем копчёную мойву. Объясняем названия плавников, строение жабр, - информативность занятия зависит от интереса аудитории к предмету. По завершении урока препарированную мойву мы всей компанией СЪЕДАЕМ, - и все рады. В конце концов, чем больше чувств мы используем для передачи информации — тем больше можно надеяться, что содержание речи будет усвоено

Осознанного Вам желания, поиска и удачи в исканиях!



К оглавлению 6 кл. | На главную | К общему указателю