Методическая разработка для 2-3 уроков

Природа и человеческое общество - стремление к согласию, красоте и гармонии




Цель:
  1. Продолжить формирование у учащихся представления о природном окружении нашего села: состоянии воздушно-наземной сферы; раскрыть проблемы состояния живой и неживой природы и их решение
  2. Развивать умения воспринимать правильно окружающую природу, вызывать познавательный интерес к бережному отношению природного окружения своего села
  3. Воспитывать нравственное и практическое отношение к живой и неживой природе, умение вести себя в ней
Формы обучения:
  1. Индивидуально-творческая
  2. Коллективная
Методы обучения:
  1. Наглядно-иллюстративный
  2. Исследовательский
Оборудование и оформление:
  1. Доска

  2. Высказывания поэтов о природе:

    "Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства"

    И. Соколов-Микитов



    "Охрану природы я считаю делом святым. Это сохранение и умножение красот Родины"

    Л. Леонов

  3. Плакаты в защиту природы

  4. Таблички с названиями лабораторных работ
Для лабораторных работ:

№ 1."Определение загрязненности растений"
  • Химические стаканы, фильтр, воронки, хвоинки сосны

    № 2."Определение степени загрязнения нашей местности по наличию лишайников"
  • Гербарий лишайников, лишайники нашего леса

    № 3."Влияние человека на изменения условий окружающей среды"
  • учебник "Природоведение 3-4 кл."

    №4."Влияние вытаптывания на видовой состав растений"
  • Преобладающие растения, растения-спутники

    1. Открытки охраняемых растений: 1 - Горицвет, 2 - Венерин башмачок, 3 - Прострел весенний, 4 - Аконит
    2. Видеофильм: "Наше село и его окресности: экологические проблемы и их решение"
    3. Аудиокассета с записью музыки. Магнитофон
    Ход урока:

    1. Организационный момент:
    2. Видеозапись"Летняя природа"
    3. Музыка "Вальс цветов"
    Учитель:

    Прекрасна, прекрасна Родная Земля!
    Прекраснее мне не найти никогда!
    Зелёные долы, леса и поля,
    И синяя в речке вода.
    Я люблю тебя, большое время
    Но прошу - прислушайся ко мне,
    Не губи прекрасного виденья,
    Чтобы на земле моей остались мы.
    Отчего щемит у нас в груди?

    Учитель (без музыки и фильма):

    Много, много лет назад человечество не знало всеполагающей страсти к "господству" над природой, её преобразованием. Позже, с изменением исторических формаций, человек стал относиться к природе как к куче строительного материала, из которого можно делать всё. Но в жизни за всё надо платить. Современному человечеству всегда надо помнить, что само оно является неотъемлемой частью природы

    Цель (на доске):

    Гармония отношений общества людей и природы - главная цель на сегодняшний день в жизни

    Учитель (видеозапись природы):

    Наш район расположен в Центральной части Красноярского края. Он раскинулся в лесостепной зоне края. Природные и климатические условия благоприятны для развития растениеводства и других отраслей хозяйства. Наше село расположено ближе к тайге. Поэтому здесь встречаются различные хвойные и лиственные деревья, которые имеют огромное значение в природе и жизни человека. Так, почки сосны, собранные весной, применяют при лечении простудных заболеваний. Эфирное масло распыляют для освежения воздуха в помещениях. Лиственницу в старину признавали символом долголетия и могущества по той причине, что оно отличается быстрым ростом и значительным долголетием (более 500 лет). Ель - одно из полезнейших и красивых деревьев. Среди лиственных деревьев особой популярностью пользуется берёза, о которой сложено много песен, стихов, пословиц. Огромны и целебные свойства берёзы, таящиеся в её почках и листьях. Осина в представлении нашего народа - символ горечи, её признают деревом, имеющим какую-то таинственную силу. Произрастает много и других деревьев и кустарников: калина, рябина, шиповник, малина, смородина. Также существует большое количество травянистых растений

    Особенно красива природа села летом. Солнечный день. Цветут лесные поляны. Всюду аромат земляники, на полянах благоухает тысячелистник, ромашка. Пчела пролетела и стихла на ромашковом поле. Ярка сочная листва, не потускнела весенняя обнова густолистных деревьев. Улыбается солнцу поляна цветов, сияет белое пламя ромашек. А кругом стрекот кузнечиков, сладкий аромат земляники. Хрустально чист воздух, свежи краски душистого ковра цветов

    Но, несмотря на то, что село далеко расположено от промышленных районов края, у него также есть свои экологические проблемы. В отношении чистоты воздуха, озера, которое мелеет из года в год, охране красиво цветущих дикорастущих растений, почти не оставшихся вокруг села; заброшенны плодородные земли, на которых колосилась густая пшеница

    Видеозапись: дым котельных, сжигание пожневных остатков в огородах, засорённость озера, овраги, засорённость леса.

    Учитель:

    Итак, вся наша жизнь связана с природой. Дышим мы воздухом, утоляем жажду водой. Природа даёт нам пищу, одежду, жилище. Природа даёт нам самое необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь

    Каково же состояние нашей природы в настоящее время? Ребята провели исследовательскую работу, работали 4 группы и сейчас мы узнаем результаты исследований:

    1-я группа "Определение загрязнённости растений". Консультант говорит тему и цель, делает обобщение. Каждый ученик в группе отвечает на свой вопрос.

    Учитель: читает рассказ "Нет повести печальнее на свете". Журнал "Начальная школа" №9 1993 г. 44 стр.

    2-я группа "Определение степени загрязнения местности по наличию лишайников" 3-я группа "Влияние человека на изменение условий окружающей среды"

    Чтение рассказа "Воскресение в лесу". Журнал "Начальная школа" №4 1992 г. стр. 42

    Физминутка (определение живой и неживой природы)

    Живая - встали; руки вперёд.
    Неживая - сели, руки на пояс.
    Ключевые слова: растения, воздух, свет, грибы, рельеф местности, животные, температура, бактерии, вода, человек, ветер

    4-я группа "Влияние вытаптывания на видовой состав растений"

    Учитель:

    В результате вытаптывания домашними животными лесной подстилки, вырывания красивых цветов людьми многие растения наших лесов относятся к группе охраняемых. Вот некоторые из них (рассказ ребят об экологии этих растений)

    • Горицвет (краткая характеристика участника группы)
    • Венерин башмачок
    • Прострел весенний
    • Аконит
    Заключительное слово учителя:

    Жизнь человека тесно связанна с природой. Это единство и взаимосвязи живой и неживой природы: взаимоотношения растений, животных и человека между собой и неживой природой. Их согласие составят красоту и гармонию всей природы земли

    Обобщение. Подведение итогов урока

    Слово учащихся (видеозапись "Летняя природа" и аудиозапись "Мой ласковый и нежный зверь", стихотворение "Берегите землю"

    Охрана природы - это святое дело, это прежде всего сохранение и умножение красот своей Родины.
    Так будем же беречь нашу природу!




    К оглавлению