НАЧАЛО ИСТОРИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

Мы не знаем в точности, когда именно был открыт морской путь из Европы в Сибирь, и когда развились торговые сношения по этому пути. Но в 1620 году судоходство этим путем было запрещено русским царем, и теми немногими сведениями, которые имеются о судоходстве до того времени, мы обязаны по большей части отдельным представителям Западной Европы, пытавшимся в XVI веке открыть вдоль берегов Сибири морской путь в Китай. Отдельные записи попадаются также в Новгородских хрониках и в донесениях воевод из Тобольска, которые настойчиво добивались запрещения морского сообщения между Белым морем и сибирскими реками

По этим источникам можно составить себе ясное представление о том, что торговый путь вдоль Белого моря от Печоры и до Обской губы был хорошо известен во второй половине XVI века. Путь этот проходил, вероятно, главным образом через Югорский Шар, но в случае препятствий со стороны льда, быть может, и через Карские Ворота, а затем вдоль южного берега Карского моря к Ямалу. Обычно этот полуостров не огибался с севера, но суда проходили через него по двум рекам в Обскую губу

В 1556 г. из Англии послан был обследовать Обь, известную лишь понаслышке, Стефан Бюрру, который 10 августа достиг Карских Ворот и Вайгача. Из-за льдов ему не удалось пройти в Карские Ворота, но от русских китоловов он собрал сведения, которые показали, что дальнейший путь к устью Оби был уже хорошо известен русским в то время

В 1580 г. из Англии вышли с двумя судами отыскивать Северо-Восточный проход Артур Пит и Чарлз Джекман, 2 августа Пит прошел через Карские Ворота в Карское море. Джекман со своим судном также пробрался в это море, но, направляясь на восток вдоль южного берега, встретил много льда. Возможно, что оба судна продвинулись в общем настолько далеко, что Ямал уже был у них в виду, но 7 августа им пришлось повернуть в. обратный путь, и 27 августа они снова прошли Карские Ворота, направляясь на запад

В 1594 г. из Голландии была отправлена экспедиция в составе четырех судов, которой было поручено найти Северо-Восточный проход. Виллим Баренц пошел с двумя судами к северу вдоль западного берега Новой Земли и достиг самого крайнего северного пункта, тогда как Корнелий Нэй, адмирал всей флотилии, прошел с двумя остальными судами 25 июля Югорский Шар и 1 августа выбрался в Карское море, где вначале оказалось порядочно льда. Но уже 9 августа лед рассеялся, и скоро перед мореплавателями открылось Карское море, почти совсем свободное от льда. Нэй решил, что нашел открытый морской путь прямо в Китай, а достигнув западного берега Ямала, подумал, что уже миновал устье Оби. Затем оба судна двинулись к северу, все вдоль того же западного берега Ямала. Так как море было по-прежнему совершенно свободно ото льда, то у Нэя не могло явиться сомнений, что он открыл морской путь в Китай; в этой уверенности он и повернул обратно и 14 августа снова прошел Югорский Шар

В следующем, 1595 г. Нэй прибыл на Север уже в качестве адмирала флотилии из семи кораблей с Виллимом Баренцом в качестве главного лоцмана. Подойдя 19 августа к Югорскому Шару, они нашли его забитым льдом. Встретившиеся им здесь русские промышленники сообщили, что из Холмогор, на Белом море, и «из их земли ежегодно отправляется по нескольку ладей по Татарскому морю, мимо реки Оби, к другой реке, Гылиссе, где русские ведут с туземцами торг одеждой и материями, и что как раз в скором времени из Холмогор отплывут десять небольших ладей, которые направятся к названной реке и перезимуют там до будущего года, как делают обычно»

«Гылисса» — это, разумеется, Енисей, и, насколько мне кажется, название этой реки в данном случае впервые встречается в литературе. Промышленники сообщили также, что зима у них длинная и суровая, и что год на год не приходится: иногда зима наступает раньше, иногда позже, но что лед скоро исчезнет, как это бывает каждый год, и пройдет еще десять недель, прежде чем наступит настоящая зима. 25 августа флотилия миновала Югорский Шар и, только пройдя 8 миль по Карскому морю, встретила лед. Было сделано много попыток пробиться вперед вдоль южного берега, но состояние льда было крайне неблагоприятно, и мореплавателям не удалось пройти далеко. Даже неутомимый Баренц должен был спасовать, и 15 сентября флотилия отплыла в обратный путь через Югорский Шар


Ф. Нансен. В страну будущего



История "Челюскина" | К оглавлению