СТАРОВЕРЫ

По: Мордкович, 2007



Патриарх Никон
С сайта rian.ru


Протопоп Аввакум
С сайта bookslovo.ru

Cтарообрядцы, или староверы, раскольники - не этническая,а религиозная общность людей, представленная частью русского населения. Однако все приведённые названия по сути - неверные, особенно третье. Староверы появились в России при царе Алексее Михайловиче, - отце Петра I в результате церковной реформы, неуклюже проведенной патриархом Никоном. Вот он действительно был раскольником, ибо сознательно расчленил паству на два непримиримых лагеря. В те времена светская власть после долгого перерыва обратила свои интересы к Западной Европе

Царь Алексей общался со всякими иноземцами, они жили в Москве целыми слободами. Царь инициировал изучение иностранных языков, издание светских книг, завел театр на европейский манер, позволил носить европейское платье, есть чужие яства - т. е. приоткрыл "форточку" в Европу. Вожди православной церкви в такой ситуации не могли оставаться в стороне от общего процесса и присоединились к нему, но по-своему. Церковники в отличие от царя ничего никому не разрешали, но зато запретили привычные в России православные обряды. Вместо них грубо, силком насаждались обряды греческие, но не новые, а те, что на Руси были в древности, и потом оказались забытыми. Реформа шла традиционно по принципу "шаг вперед, два шага назад" под лозунгом православного единства

Догмы православия Никон менять не стал, а ограничился "косметическим ремонтом" обрядов и некоторых религиозных атрибутов. Например, двоеперстие при крещении заменялось троеперстием, были исправлены многие места в книгах священного писания, изменены правила иконописи, иным стал клобук у священников и т. д. Общеизвестно: любое разрешение провоцирует новизну. Запрещение же, наоборот, способствует застою. Вот и появились старообрядцы - люди, нравственной опорой которых стало упрямое несогласие что-либо менять в своей вере и в своей жизни. Поскольку суть православия осталась неизменной, то старообрядцы чувствовали себя духовно не слабее приверженцев Никона, а по поводу обрядности просто уперлись. Будь Никон погибче в своей политике, глядишь, и не было бы никакого раскола. Однако обуявшая его гордыня сделала свое чёрное дело. Главный конкурент в борьбе за лидерство в православии протопоп Аввакум был объявлен раскольником и отправлен в Сибирь. Там протопоп безуспешно пробовал проповедывать идеи старообрядчества среди казаков, понимания у этой шальной публики не встретил и был ими за своеволие удалён даже из Сибири



Книги старообрядцев
С сайта bg-znanie.ru
Однако Аввакум взъярился духом ещё сильнее и, вернувшись в Россию, принял "сан" главного раскольника, чтобы остаться в лидерах если не всех православных, то хотя бы старообрядцев. Аввакум призывал православных к отрицанию никоновской реформы любой ценой, вплоть до самосожжения. В Западной Европе еретиков тоже жгли, но насильно, против их воли и желания. У нас люди в знак протеста жгли себя добровольно целыми скитами и деревнями

Русское государство ради удобства единоверия в самодержавной стране, естественно, поддержало церковную реформу, отделавшись от одиозного Никона, возомнившего себя выше царя. Старообрядцы были объявлены врагами народа, и началась неравная борьба. На фоне и без того негустого населения государству российскому терять людей в огне тысячами было невыгодно. Поэтому уже Петр I, очень жестокий и упрямый (не меньше староверов), вынужден был смириться и преследование старообрядцев ослабить

Екатерина II, более уравновешенная и мудрая, его и вовсе прекратила. С другой стороны, сами старообрядцы, проиграв генеральное сражение в центре страны, предпочли отрицанию путём ухода из жизни, отрицание - уходом с территорий, подведомственных официальной церкви, на земли, где власти не было совсем или было мало. Вот тут и пригодилась Сибирь, где интересы старообрядцев и властей совпали. Первые ссылали сами себя в Сибирь добровольно, вторые - охотно способствовали этому



С рукописным Священным Писанием
С сайта np.aif.ru
С тех пор старообрядцы облюбовали для себя Сибирь, где им не мешали креститься, как хотят, да ещё дали землю и поощряли всякую хозяйственную деятельность. Сил и времени на поднятие духа старообрядцы не тратили, и интересы их невольно устремились в материальную сторону. Поначалу, ведя в скитах замкнутый образ жизни, они были вынуждены читать и переписывать старинные книги, спасённые при преследовании, и по ним учить своих детей письму, чтению, рассуждению, то есть грамоте. Старообрядцы были все сплошь образованными людьми, в отличие от обычных крестьян и посадских. Это давало им известные преимущества в карьерных делах. Они отличались смекалкой и творческим даром



Тайга - мой дом
С сайта offroadmaster.ru
Изоляция способствовала также созданию в поселениях хозяйственной инфраструктуры по принципу самообеспечения всем необходимым. Домострой, господствовавший в староверческих семьях, поддерживал железную дисциплину, единоначалие старшего в роду мужчины, высокую работоспособность, удержанию на месте рабочих рук и в совокупности обеспечивал высокую производительность труда и уровень производства. Это приводило к обогащению и процветанию старообрядческих общин. Их численность в 1869 г. в Западной Сибири составляла 49 261 человек, то есть 1.9% от всего населения. В Забайкалье старообрядцы, которых там именовали "семейскими", достигали числом 42 680 душ и составляли 6.2% всего населения этого региона

К XX веку, по мере роста населения, процентная доля старообрядцев в Сибири уменьшилась. Однако, несмотря на незначительные демографические и духовные позиции, старообрядцы к этому времени заняли ведущие места в торговле, промышленности, сельском хозяйстве по всей Сибири, распространили своё влияние на Европейскую Россию и стали очень влиятельной силой общества. Сегодня их значимость с демографических и с хозяйственных позиций уже не так велика, но всё-таки заметна. В сегодняшней России их около 2 млн., большей частью в Поволжье, на Архангельском севере и в Сибири. Они и сегодня - ведущая сила в традиционном деле собирательства даров сибирской тайги (заготовка кедровых орехов, грибов, ягод, пушнины и т. д.). Староверы остаются в числе немногих хранителей старинных традиций, промыслов, умений русского народа. Они дали Сибири немалое количество интеллигентских кадров, отметившихся в науке, менеджменте, бизнесе. Этих людей сразу отличишь по степени упорства, настойчивости, непреклонности позиций. Они выделяются на фоне других как раз тем, что у подавляющего большинства представителей русского суперэтноса в большом дефиците

Так Сибирь взяла на себя уникальную роль чистилища, регулятора российской духовности. Попадая в Сибирь, духовно одержимые россияне получали возможность либо испустить дух, либо законсервировать его в неприкосновенном виде, либо возвыситься духом настолько, чтобы оказаться востребованным историей. Представители третьей категории, пройдя сибирское чистилище, возвращались на российскую землю и творили её историю по сибирским меркам и разумению



К оглавлению 7 кл. | К указателю темы | К общему указателю | На главную