"Кто не тратит себя, становится пустым местом"
Антуан де Сент-Экзюпери; цит. по: В. Л. Леви, 2009,
- см. список литературы, - вход с главной страницы

Люди в Сибирь особенно не стремятся: если в Западной Европе на каждом квадратном километре теснятся по 60-70, в Китае по 150-200, в Индии - по 300 человек, то в Сибири плотность населения составляет 2.6 (в среднем), а в глухих углах - менее 0.0001 чел./кв. км.

Тем не менее, в Сибири живут 26 млн. человек и в иные края сломя голову не бегут, да ещё с гордостью называют себя славным именем "сибиряк". А раз так, значит, осознают себя среди всех прочих людей на Земле обособленно. Между всех прочих факторов, способствующих формированию этнического самосознания, важную роль играет неповторимость экологической обстановки на той территории, где людское население вырастает в этнический феномен

Мордкович В. Г., 2007

Сибиряки Европейскую Россию и русских принимают за чужеземщину или иностранцев и говорят так, как мы о западно-европейских странах. Если сибиряк русскому, который посещает его гостеприимный дом, говорит дружелюбно: "Милостивый государь, Вы русский" (при этом он обыкновенно употребляет слово "российский"), то этим он не хочет сказать, что Вы - земляк, а напротив, хочет обозначить противоположность себе как сибиряку

Ядринцев Н. М., 1882

ПРИРОДА ХАРАКТЕРА

Фундаментальная основа характера состоит в специфических отношениях человека с миром. Человек не может жить вне связи с другими людьми, но вступать в отношения с ними он может по-разному: сотрудничать и соперничать, любить и ненавидеть, заботиться и быть безразличным. Форма этих отношений закладывается в детстве

Рассматривая проблему характера, необходимо учитывать, что человек от рождения нравственно нейтрален, и его отношения с миром формируются под влиянием внешних факторов. На этапе детства у него нет необходимых знаний и воли изменить обстоятельства, определяющие его характер. Затем ребёнок подрастает и, повзрослев, казалось бы, может изменить условия, в каких он живёт. Однако его характер уже сформировался, и человек не будет стремиться изменить их, даже если это необходимо

Вот почему перед семьёй и системой образования стоит задача уже с детства формировать нравственные черты характера, а перед социологией, психологией и педагогикой - разработать основы этого процесса

В современной психологии существует несколько точек зрения на природу характера. Среди них признание, что характер наследственно обусловлен, что он полностью детерминирован условиями жизни, или что он имеет как наследственно обусловленные, так и обретённые свойства. Третья точка зрения чаще всего принимается в описании реальных процессов

В структуре характера выделяют две группы черт. К первой относятся черты, выражающие систему отношений человека к действительности и определяющие мотивы поступков, цели действий, задачи, которые он себе ставит. Здесь можно выделить следующие основные виды: отношение к другим людям, к трудовой деятельности ее результатам, отношение к самому себе, к конкретной сфере значимых для человека жизненных ценностей

Ко второй группе относят волевые черты, связанные преимущественно с проявлением твёрдости, решительности, настойчивости, которые определяют умение и готовность управлять своим поведением. В волевых поступках характер складывается и проявляется

Острую озабоченность формированием нравственного деятельного характера в свое время высказал известный отечественный педагог и психолог П. Ф. Каптерев (1982). Он писал: «Жалобы на отсутствие или, по крайней мере, на скудость людей с сильным характером, с энергичной волей сделались у нас общим местом, обычным явлением... мы все быстро увлекаемся всякими новыми идеями, учреждениями, реформами, от осуществления которых ждём чуть ли не царства небесного на земле, и затем так же быстро охладеваем, разочаровываемся, бросаем увлекшее нас дело при первом препятствии... и при глубоких замыслах мы часто сидим на мели»

По Каптереву, характер «исчерпывается двумя свойствами: а) предприимчивостью, способностью инициативы и б) настойчивостью, выдержкой, последовательностью в действиях». Школа и воспитание «должны стремиться превратить характер в нравственный, т. е. сочетать с характером нравственные принципы», ибо предприимчивость и настойчивость сами по себе свойства формальные, — они могут быть «направлены на разные стороны, на разные предметы, на хорошие и дурные»

Среди факторов, образующих характер, он выделяет естественные, культурные и личные. Естественные - это те, которые даны природой при рождении человека, с которыми нужно считаться, «на которых можно строить, но которых изменить нельзя». Таково влияние темперамента, пола, страны, народа, его истории и языка, особенности физического строения

Второй ряд факторов - культурные, которые «оседают на первый естественный слой». Это влияние родителей и их знакомых, семейной обстановки, школы, её порядков и обучения, строя общественной и государственной жизни. Эти факторы изменчивы. «Они до некоторой степени во власти и воле человека»

Третий ряд влияний, образующих характер, в суждениях Каптерева, - есть личная работа каждого над самим собой, «процесс внутреннего самоисправления». Такой градацией факторов, образующих характер, он определяет место воспитания и школы в образовании характера

РОЛЬ ШКОЛЫ

Говоря о роли современной школы в становлении характера, необходимо констатировать, что с развитием характера соприкасается учебная работа, сфера внеурочной деятельности и обучения. При этом особое внимание обращается на обучение, а в обучении - на успешность учения. При повышенном внимании к творческой деятельности вне поля зрения остается процесс приобретения знания разными школьниками, та степень напряжения и настойчивости, которую они при этом проявляют. Одни, проявляют настойчивость и твёрдую волю, радуются успехам и страдают от неудач, другие, обнаружив прекрасную память и другие познавательные способности, добиваются успеха легко, не проявляя особого напряжения. Это нередко тешит их тщеславие и высокомерие по отношению к сверстникам. Таким образом, степень настойчивости в приобретении знаний прямо сопряжена с формированием характера. Учащийся, не проявляющий в школьные годы особых усилий для приобретения навыков, в момент необходимости проявления таких усилий оказывается к этому уже неспособен, падает духом. В таком положении в современных условиях конкурентной борьбы за проявление не только интеллектуальных способностей, но и высокой работоспособности нередко оказываются бывшие школьные отличники и «хорошисты»

Характеристику легко преуспевающим учащимся дал в своё время тот же П. Ф. Каптерев. Он писал: «В жизни из них часто выходили и выходят только остроумные собеседники, великие люди на малые дела, мастера составлять планы, которые они же первые и бросают без исполнения, люди лёгкого, несерьёзного дела. Затем дальше из такого субъекта развивается или легкий болван и жуир, забулдыга, проходимец, или же меланхолик, мнящий себя непризнанным талантом. Между тем, не блестящие, но трудолюбивые школьники, привыкшие к напряжению, к усилиям, к энергичной работе, постоянно идут вперёд, усовершенствуют себя, вырабатываются в твердых серьёзных деятелей, которым смело можно поручить самое большое и ответственное дело»

По мнению Каптерева, чрезвычайно важно приучать педагогический персонал школы «смотреть на учащихся не с одной стороны, а с двух различных точек зрения: с точки зрения ума и с точки зрения характера». Сила характера выражается в том, с какой энергией человек реализует поставленные цели, в последовательности действий и в сознательном отстаивании принятых решений. Однако учащиеся с «твёрдым характером» требуют особого внимания. Их характер нередко проявляется в необузданности, в рискованных предприятиях, «раздаче» при этом ролей другим, в том числе и успешным детям

Речь должна идти о воспитании нравственного деятельно-волевого характера. Сильный характер есть способность сделать что-то правильно, осознание того, что является правильным, компетентность в принятии решения. Человек с сильным характером способен противостоять соблазнам возвысить богатство, популярность, комфорт над нравственностью

НРАВСТВЕННОСТЬ МОЛОДЫХ

Какие ценности исповедует новое поколение российских граждан? Ответы на эти вопросы можно найти в реальной практике и соответствующих исследованиях. Мы поставили локальную цель: сравнить, каким образом воспринималась воспитанная молодежь до начала социально-политического перелома и сейчас, какие качества личности школьников были популярными и значимыми в оценке старшеклассников 1983 и 2001 годов. Исследование проведено на базе одной и той же школы №98 г. Красноярска. «Популярными» были признаны те черты, которые чаще всего назвали и называют учащиеся в характеристике своих сверстников (в рангах от одного до десяти). «Значимыми» те, которые отмечены в ранге от первого до пятого места

Сравнение показывает, что современные старшие школьники, как и 18 лет назад, ценят в характере своих сверстников такие нравственные качества как доброту, честность, а также ум. Непопулярными для них стали трудолюбие, скромность, коллективизм. В то же время ими ценятся дружелюбие, пунктуальность, красота (внешняя, в проявлениях моды). Самое тревожное, как показало сравнение, состоит в том, что и в первом, и во втором ряду забытой оказалась любовь к Родине. Одной из причин такого явления можно признать факт того, что до последних двух лет общество не ставило такой задачи, замалчивало её, усматривая в этом «отголоски» советского воспитания. Близким по значимости школьникам этих разных поколений остались гуманизм и доброта, мужество, ум, физическая развитость. Однако в ряду значимых отказано в признании таким нравственным качествам, как трудолюбие, скромность честность и правдивость. Зато ценятся богатство, общительность, отсутствие вредных привычек, пунктуальность

Волевые качества у большинства старшеклассников не получили высокого уровня актуализации. Поскольку в нынешней ситуации социальные нормы и требования многими не используются и внешняя воля нередко побуждает к противоправным действиям, тем не менее, человек должен противостоять им и нести личную ответственность за своё поведение, мы в качестве показателя воспитанности школьников рассматриваем нравственный характер, памятуя о том, что в гражданском выборе личность ориентируется на возможные юридические и волевые санкции, в нравственном — на осознаваемое значение действия

Отслеживание результатов воспитания через качества личности, её характер определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, что именно в школьные годы интенсивно идёт и практически завершается формирование индивидуальности и характера

В современных условиях «рынок» породил «рыночную ориентацию» характера, формирование «личностного рынка». Для успеха в жизни теперь человеку мало обладать знаниями и умениями в сфере своей профессиональной деятельности, быть порядочным, надо уметь «продать себя», вступить в конкурентную борьбу с себе подобными. Если ранее ощущение идентичности самому себе выражалось смыслом: я — это то, что я делаю, что меня интересует, то теперь социализируясь в разных ролях, человек представляет себя в ином смысле: я – это то, что хотите получить от меня

Таким образом, в процессе социализации перед личностью встала проблема освоения новых техник взаимодействия с новой социально-экономической действительностью, т. е. происходит смена социального характера, что не может не сказываться на становлении индивидуальных характеров. Проблема в том, чтобы политика и экономика не разрушали духовность, чтобы важнейшей характеристикой личности стал преобладающий созидательный способ отношения человека к обществу и государству, гуманистические отношения человека к человеку и другим людям, самореализация деятельности и регуляция своего поведения

ХАРАКТЕР СИБИРЯКОВ

Разговор о характере выводит на проблему национального характера. Среди учёных до сих пор нет единого мнения по вопросу существования такого явления как «национальный характер». Одни отстаивают реальность «национального характера». Другие отвергают сам факт явления национального характера. Третьи полагают, что «явление национального характера» имеет двойственную природу: мифическую и реальную. В понятие «национальный характер» включаются склад ума, характер реакции на внешний мир, некоторые эмоциональные признаки; исторически формирующиеся, традиционные, своеобразные массово-психологические свойства; привычки и поведение, эмоционально-психологические реакции на потребности и вкусы; система психологических стереотипов

Исследуя национальный характер русских, учёные, в частности, А. В. Селиверстов (1997) к числу причин, послуживших источником для выделения характерных черт русского народа, относят специфику природно-климатических условий, геополитические факторы, православие. Относительная суровость климата сформировала в русском народе навыки и привычки к упорному, напряженному труду, неприятию тунеядства. Геополитические факторы послужили причиной появления качеств отважного защитника Отечества. Православие как социально-религиозный источник этнической энергии способствовало развитию вольнолюбия, неприятия насилия. В целом, по мнению автора, следствием этого явились такие качества, как доброжелательность, открытость, гостеприимство, тяга к коллективности, человечности

Необъятные просторы России порождали смирение русской души, её жертвенность, одновременно охраняя и давая чувство безопасности. Смирение русского человека, по мнению Н. А. Бердяева (1990), стало его самосохранением в необъятном пространстве

Природа России, бескрайние леса и болота развивали в народе привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями. По словам В. О. Ключевского (1913), «нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и более выносливого, чем русский народ»

Разнообразие ландшафта России повлияло и на этногенез её народов. При разнообразии географических условий объединение оказывается выгоднее разъединения. Условия жизни народа воплотились для русских в соборности — этнической комплементарности, распространяющейся не только на людей своего «роду-племени», но и на соседей иной крови, объединившихся в едином государстве, в свободном единении свободных личностей на основе их любви к Богу, друг другу, семье, малой и большой Родине

Разделяя взгляды своих соотечественников на особенности русской души, отметим, что многое из этой характеристики присуще истории становления сибирского характера, о чем в последнее время всё чаще с гордостью говорят не только политические деятели. Организованный компанией «Юкос» опрос жителей г. Красноярска относительно черт сибирского характера (опрошено более девяти тысяч человек) показал, что они указывают прежде всего на такие качества, как «морозоустойчивость», выносливость, мужественность, целеустремленность

Шилова М. И., 2003