Оценка стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы

Составитель: учитель биологии МОУ "Ермаковская СОШ №1" Лариошкина Евдокия Валерьевна



В качестве индикатора адаптационных возможностей всего организма можно оценивать функциональное состояние системы кровообращения. Эту оценку проводят с помощью функциональных проб

Функциональная проба (ФП) – это какая-либо нагрузка, которая дается испытуемому для определения функционального состояния, возможностей и способностей определенного органа, системы или целого организма. Функциональные пробы позволяют оценить уровень и цену достижения работоспособности. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы проводится с помощью измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД)



Механический и электронный тонометры - приборы для измерения артериального давления
Верхний показатель - систолическое давление, средний показатель - диастолическое давление, нижний показатель - ЧСС (пульс)

Систематическое наблюдение за динамикой показателей АД школьников, обеспечивая объективную оценку состояния здоровья, помогает выявить влияние негативных факторов на организм

Результаты исследования артериального давления сравниваются со средневозрастными показателями для школьников (см. таблицу "Основные показатели состояния кардиореспираторной системы младших школьников и подростков")


Для оценки реакции организма на умственную нагрузку полезно определить стрессоустойчивость сердечно-сосудистой системы. Для этого необходимо выполнить лабораторную работу:

1. Сидя в спокойном состоянии, измерить ЧСС(1) за 10 с

2. B течение 30 с максимально быстро и правильно отнимать по целому нечeтному числу из целого нечетного числа (например, 3 из 777)

3. Сразу же повторно определить ЧСС(2) за 10 с

4. Рассчитать и оценить показатель реакции сердечно-сосудистой системы на психоэмоциональный стресс (ПРС):

ПРС = ЧСС(2)/ЧСС(1)


ПРС > 1.3 свидетельствует о низкой устойчивости сердечно–сосудистой системы к стрессу




Раздражительность | К оглавлению 8 кл. | К указателю темы | К общему указателю | Литература