ТРАНССИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ
Краткая история и значение
Индустриальное ускорение Сибирь получила с появлением Транссибирской железной дороги. Уже на стадии строительства "железка" привлекла в Сибирь русские и иностранные капиталы в объёмах, ранее невиданных. Создание супермагистрали реализовали в сказочно короткие сроки. Всего за 10 лет самая протяжённая железная дорога мира со всей её сложнейшей инфраструктурой (ремонт, обслуживание, станции, система снабжения и т. д.) стала реальностью. Появление магистрали подвигло Российскую империю на небывалые промышленные подвиги. Что же говорить о Сибири? Для неё железная дорога стала стержнем существования на целое столетие. Транссиб, едва возникнув, спас Россию от потери Дальнего Востока в Русско-Японской войне. Не будь железной дороги, эти территории давным-давно стали бы японскими или китайскими провинциями. Транссиб служил спинным мозгом Гражданской войны, породив движения т. н. белочехов, сибирских сепаратистов, потом Колчака - борца за единую и неделимую Россию. Если бы не Транссиб, не подоспели бы дальневосточные армии в годы 2-й Мировой войны на спасение Москвы и Сталинграда. Не будь Транссиба, не получилась бы молниеносная эвакуация промышленных мощностей СССР, подвергшегося внезапному нашествию гитлеровцев, из Европейской части России в Сибирь, куда так и не решились сунуться японцы. Через Сибирь шли поставки из Америки по лендлизу. Разгром Квантунской армии оказался таким эффектным тоже благодаря Транссибу
С учетом речных побережий и зоны, непосредственно примыкающей к Транссибу, магистраль затягивает в сферу своего экономического влияния площадь около 2 млн кв. км, т. е. 1/6 часть Сибири. Остальная её территория - царство медведей и лосей, соболей и белок, охотников и сборщиков орехов Одна из любимых сентенций русского народа - "в России две беды: дураки и дороги". Имеется в виду отсутствие дорог европейского класса. Зато земляных хлябей в России предостаточно, и по ним, как ни удивительно, тоже ездят. По плотности шоссейных дорог Россия уступает Западной Европе в 33 раза, а Сибирь - в 333. Плотность железных дорог в Сибири тоже в 335 раз меньше, чем в Западной Европе. Это если оценивать плотность дорог относительно территории. Если же относить протяженность дорог к населению, то дорожные дела в Сибири обстоят не так уж плохо. Плотность шоссейных дорог на 10 тысяч жителей в Сибири составляет только 3.1 по сравнению с 53 в Западной Европе. Железнодорожных километров-путей - 8.2, по сравнению с 10.9 в хваленом образце цивилизации. Именно железные дороги произвели революцию в грузоперевозках Сибири, обеспечив высокую скорость, гигантский объем грузоперевозок и комфорт пассажирам |