ТРАНССИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ
Краткая история и значение

по: В. Г. Мордкович, 2007

Индустриальное ускорение Сибирь получила с появлением Транссибирской железной дороги. Уже на стадии строительства "железка" привлекла в Сибирь русские и иностранные капиталы в объёмах, ранее невиданных. Создание супермагистрали реализовали в сказочно короткие сроки. Всего за 10 лет самая протяжённая железная дорога мира со всей её сложнейшей инфраструктурой (ремонт, обслуживание, станции, система снабжения и т. д.) стала реальностью. Появление магистрали подвигло Российскую империю на небывалые промышленные подвиги. Что же говорить о Сибири? Для неё железная дорога стала стержнем существования на целое столетие. Транссиб, едва возникнув, спас Россию от потери Дальнего Востока в Русско-Японской войне. Не будь железной дороги, эти территории давным-давно стали бы японскими или китайскими провинциями. Транссиб служил спинным мозгом Гражданской войны, породив движения т. н. белочехов, сибирских сепаратистов, потом Колчака - борца за единую и неделимую Россию. Если бы не Транссиб, не подоспели бы дальневосточные армии в годы 2-й Мировой войны на спасение Москвы и Сталинграда. Не будь Транссиба, не получилась бы молниеносная эвакуация промышленных мощностей СССР, подвергшегося внезапному нашествию гитлеровцев, из Европейской части России в Сибирь, куда так и не решились сунуться японцы. Через Сибирь шли поставки из Америки по лендлизу. Разгром Квантунской армии оказался таким эффектным тоже благодаря Транссибу


Сибирская железная дорога объединила бассейны всех сибирских рек, которые до неё текли каждая сама по себе. Первые пароходы появились на Оби в 1844 г., на Лене - в 1862, на Енисее - в 1863, но связи между реками не было (Винокуров, Суходолов, 1996). Этот природный сибирский недостаток пытались исправить казаки, организовав волоки между притоками Оби и Енисея - Енисейский, Елогуйский. Через Ленский и Чегуйский волоки попадали из Енисея в Лену. В конце XIX века по инициативе Екатерины Великой один из волоков был превращен в Обь-Енисейский постоянно действующий канал, соединивший обской приток Кеть с енисейским Касом. Канал построили с расчётом на экологические перегрузки, характерные для Сибири. Поэтому он и сегодня не зарос и не обвалился. Автор этой книги плавал по нему на лодке в 70-е гг. прошлого века, посещал шлюзовый домик, любовно украшенный резным орнаментом, трогал руками стенки шлюзов из вечных сибирских лиственниц и пытался рассмотреть в тёмной воде утопленные шлюзные ворота. Канал действовал бы и по сию пору, если б в Гражданскую войну не вздумалось большевикам провести по нему большегрузную баржу - шире шлюза. Безвыходных положений не бывает, поэтому шлюз... взорвали. С тех самых пор канал не восстановлен

С учетом речных побережий и зоны, непосредственно примыкающей к Транссибу, магистраль затягивает в сферу своего экономического влияния площадь около 2 млн кв. км, т. е. 1/6 часть Сибири. Остальная её территория - царство медведей и лосей, соболей и белок, охотников и сборщиков орехов

Одна из любимых сентенций русского народа - "в России две беды: дураки и дороги". Имеется в виду отсутствие дорог европейского класса. Зато земляных хлябей в России предостаточно, и по ним, как ни удивительно, тоже ездят. По плотности шоссейных дорог Россия уступает Западной Европе в 33 раза, а Сибирь - в 333. Плотность железных дорог в Сибири тоже в 335 раз меньше, чем в Западной Европе. Это если оценивать плотность дорог относительно территории. Если же относить протяженность дорог к населению, то дорожные дела в Сибири обстоят не так уж плохо. Плотность шоссейных дорог на 10 тысяч жителей в Сибири составляет только 3.1 по сравнению с 53 в Западной Европе. Железнодорожных километров-путей - 8.2, по сравнению с 10.9 в хваленом образце цивилизации. Именно железные дороги произвели революцию в грузоперевозках Сибири, обеспечив высокую скорость, гигантский объем грузоперевозок и комфорт пассажирам



К указателю темы | К общему указателю | На главную