Предательство, неразделённая любовь, тяжёлые утраты, зубная боль, плохое питание, бедность должны терять смысл в момент, когда человек берётся за перо

Уистен Хью Оден, цит. по: Прохоренков, 2000

***

Красноярский краевой Институт повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования




ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ
О ПРИРОДЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ



Гродницкий Д. Л., доктор биол. наук, профессор КИПК


Красноярск
2010



На главную


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Одна из основных задач современного этапа развития образования - формирование познавательных и созидательных способностей у молодых граждан России, которые впоследствии позволят им вступить в общество и адаптироваться на рынке труда (Павлова, 2006). В разных регионах условия трудоустройства различаются в силу местных экономических и экологических особенностей. Например, экономика Сибири ориентирована прежде всего на добывание и переработку природного сырья. Поэтому естественной потребностью населения Сибири вообще и Красноярского края в частности является внедрение в практику общего образования элективных курсов о природе, её ресурсах и возможностях их использования человеком, об общих принципах отношений между человеком и природой.

Элективные курсы помогают школьнику выбрать профиль для дальнейшего изучения и ориентироваться в определении будущей профессии. Основные черты предлагаемых элективных курсов:

  • Избыточность - наличие информации, без которой, конечно, можно сдать экзамены по основному предмету, но которая позволяет дополнительно закрепить знания;
  • Вариативность - предоставление детям возможности выбора наиболее интересных для них предметов;
  • Краткосрочность - характеристика, позволяющая сделать систему образования более гибкой, адаптированной к способностям и интересам учащихся;
  • Оригинальность - наличие содержания, которого нет в существующих учебно-методических пособиях для школ, и которое поэтому недоступно иначе как через элективный курс (Дендебер и др., 2006);
  • Региональность - описание явлений, которые входят в круг личного опыта ребёнка, - их можно увидеть, услышать, их можно исследовать; это знание конкретизирует абстрактное представление, чем повышает его усвояемость

Педагогическому сообществу предлагаются следующие курсы о природе края:
  1. Межпредметные:
    a. Природа Красноярского края: общий обзор
    b. Климат, почвы, природные зоны, растительность Красноярского края
  2. Предметно-ориентированные:
    c. Животные и охрана природы в Красноярском крае
    d. Население Красноярского края и его здоровье
  3. Ориентационный:
    e. Использование природных ресурсов Красноярского края
Курс "a" рекомендуется для пятого класса как пропедевтический и дополнительный к курсу "Естествознание", курс "b", - для шестого класса как дополнение к "Географии" и "Биологии", курс "c" - для седьмого, курс "d" - для восьмого, курс "e" - для девятого класса. При этом курсы "b" - "d" вполне возможно преподавать в девятом классе в ходе предпрофильной подготовки как ориентирующие на выбор географического (геологического, горного) и биологического (медицинского, сельскохозяйственного, природоохранного) профилей - тех, что востребованы в Красноярском крае и будут востребованы впредь

Предлагаемые программы (более точно, макеты программ) элективных курсов о природе основаны на Примерной программе "Природа и экология Красноярского края", утверждённой Законодательным собранием Красноярского края (см. список литературы), хотя несколько отличаются по числу часов и по распределению материала между модулями

Причина различий проста: на момент введения регионального компонента в практику общего образования на преподавание предметов о природе было отведено иное число часов - например, 70 - в шестом классе и 35 - в седьмом. Впоследствии это число было значительно уменьшено, и на каждый год отведено по 17 часов. Для нас это было шоком. Соответственно, мы предлагаем конструировать рабочие программы элективных курсов, ориентируясь на верхний предел 18±2 часа. Разумеется, едва ли есть смысл растягивать семнадцичасовой курс на год; лучше уложить его в семестр, а ещё лучше - в два месяца. Это - рекомендация не столько для учителя, сколько для завуча. Краткосрочная сконцентрированность на предмете изучения позволит эффективно уложить знания и умения в детские головы

Для учебно-методического обеспечения курсов предлагается электронная хрестоматия-справочник "Природа Красноярского края", доступная на официальном сайте КИПК по вопросам введения регионального компонента общего образования: www.nrk.cross-ipk.ru. Хрестоматия специально создана для учителей, преподающих предметы "География", "Биология", "Экология", "Химия", "Технология" в общеобразовательных школах. Хрестоматия содержит более 7 000 графических и текстовых файлов, постоянно пополняется и больше чем достаточна для информационного обеспечения основных и элективных курсов, так или иначе связанных с освещением особенностей Сибирской природы

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Изучение материала о природе Красноярского края на ступени основного общего образования предполагает, что в результате обучения школьник придёт к следующим результатам:
  • освоит знания о косной и живой природе родного края и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе; о роли естествознания в практической деятельности людей; о методах познания природы;
  • овладеет умением применять знания для объяснения природных процессов и явлений, сможет использовать информацию о современных достижениях в области геологии и биологии, о факторах здоровья;
  • освоит навыки работы с приборами и инструментами;
  • сможет самостоятельно проводить поиск информации в библиотеке, интернете, на электронных носителях;
  • сможет анализировать информацию, выбирая наиболее значимое из разных источников;
  • сможет проводить синтез информации и представлять результаты в разнообразных формах: реферат, рассказ, доклад, эссе и др.;
  • освоит методологию проведения наблюдений за поведением природных объектов в естественных и искусственно созданных (экспериментальных) условиях. Освоение методов познания природы ляжет в основу развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей будущих граждан России;
  • получит позитивное ценностное отношение к живой природе, к собственному здоровью и здоровью других людей, к культуре поведения в природе;
  • получит представление об иcпользовании в повседневной жизни приобретённых знаний и умений для ухода за растениями и животными, для заботы о здоровье близких и своём, об оказании первой помощи, о нормах здорового образа жизни, о профилактике заболеваний, о последствиях травматизма и стресса, об опасности вредных привычек, включая возможность обретения инфекционных заболеваний.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ КУРСОВ

a. Природа Красноярского края: общий обзор

Рекомендуемое учебно-методическое пособие:
Заякин А. Ю. "Природа и экология Красноярского края"
www.nrk.cross-ipk.ru/body/zayakin_5_web/index.html

Пособие идеально для пятого класса:
оно содержит всё необходимое для преподавания, - и ничего лишнего.
Крайне важно, что автор владеет манерой изложения сложного материала для детей: ёмко и доходчиво;
методический инструментарий детально проработан, разнообразен и увлекателен

Рекомендации по использованию Пособия
доступны на сайте НРК образования Красноярского края
http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/contents.htm#003

Уроки:
  1. Вид из космоса
  2. Поверхность
  3. Погода
  4. Реки
  5. Экосистемы
  6. Арктические пустыни
  7. Тайга
  8. Степи
  9. Растения и животные водоёмов
  10. Природные богатства
  11. Полезные ископаемые
  12. Богатства природы - людям
  13. Охрана природы

Дополнительный материал можно найти здесь



b. Климат Красноярского края, почвы, природные зоны, растительность


Рекомендуемое пособие:
Гродницкий Д. Л. (ред). Природа Красноярского края. Хрестоматия-справочник для учителя географии и биологии.
Красноярск: КИПК, 2010
http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/eco.htm


Уроки:
  1. Что такое Сибирь? / Круговорот воды / Моря и острова / Водосборные бассейны Красноярского края / Енисей и его притоки / Водовороты / Крупнейшие реки мира
  2. Озёра / Озёра Красноярского края / Растения водоёмов
  3. Понятие о болоте / Болота в Красноярском крае / Леса - "лёгкие" нашей планеты?
  4. Рельеф Красноярского края / Горы / Средне-Сибирское плоскогорье / плато Путорана
  5. Опасные геологические явления / Антропогенные землетрясения / Толчки на юге Красноярского края
  6. Подземные воды и пещеры
  7. Сибирский климат / Распределение тепла и влаги / Азиатский антициклон
  8. Изменения климата и парниковый эффект
  9. Вечная мерзлота / Северное сияние
  10. Понятие о почве
  11. Почвы Красноярского края / Земельные ресурсы / Мелиорация / Загрязнение почвы
  12. Приспособления растений к жизни в засушливых условиях
  13. Приспособления растений к жизни на холоде
  14. Лесообразующие породы
  15. Лес и его восстановление
  16. Грибы и ещё раз грибы
  17. Лесные пожары
  18. Тундра, в том числе многоугольная
  19. Арктические пустыни не пусты




c. Животные и охрана природы в Красноярском крае


Рекомендуемое пособие:
Гродницкий Д. Л. (ред). Природа Красноярского края. Хрестоматия-справочник для учителя географии и биологии.
Красноярск: КИПК, 2010
http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/eco.htm


Уроки:
  1. История освоения Приенисейской Сибири: Северный морской путь / Златокипящая Мангазея, / Андрей Дубенский / Ранняя история Красноярска
  2. Соболь и разное о нём
  3. Белый медведь (фото)
  4. Северный олень
  5. Росомаха
  6. Поведение лесных зверей
  7. Следы животных
  8. Краснозобая казарка
  9. Розовая чайка
  10. Поведение городских птиц
  11. Общественные насекомые: осы (фото), пчёлы, шмели (фото), муравьи (фото)
  12. Сибирский шелкопряд
  13. Чёрный пихтовый усач
  14. Колорадский жук
  15. Лабораторная работа: определение дневной бабочки
  16. Заповедники Красноярского края
  17. Краевые памятники природы
  18. Алтае-Саянский экологический регион



d. Население Красноярского края и его здоровье


Рекомендуемое пособие:
Гродницкий Д. Л., Зубковская И. Б. (ред). Природа Красноярского края. Хрестоматия-справочник для учителя географии и биологии.
Красноярск: КИПК, 2010
http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/eco.htm


  1. Коренное население Красноярского края
  2. Физиология человека на Крайнем Севере
  3. Проблемы общего образования
  4. Городское и сельское население / Города Красноярского края / Естественное движение населения
  5. Влияние среды обитания на качество жизни населения
  6. Здоровье горожан / Видеоэкология
  7. Что такое стресс?
  8. Лабораторная работа: оценка стрессоустойчивости
  9. Медицинская география / Адаптация / Приспособление к жизни на севере
  10. Чем болеют люди в Красноярском крае?
  11. Шум и радон
  12. Лабораторная работа: оценка своего состояния
  13. Кошачья двуустка - возбудитель описторхоза
  14. Широкий лентец и дифиллоботриоз
  15. Трихинелла
  16. Таёжный клещ
  17. Оказание первой помощи при несчастном случае: Урок 1
  18. Оказание первой помощи при несчастном случае: Урок 2



e. Использование природных ресурсов Красноярского края


Рекомендуемое пособие:
Гродницкий Д. Л. (ред). Природа Красноярского края. Хрестоматия-справочник для учителя географии и биологии.
Красноярск: КИПК, 2010
http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/eco.htm


  1. Земельные ресурсы Красноярского края
  2. Заготовка леса
  3. Промысловые животные
  4. Рыбы и рыбный промысел на Енисее
  5. Культурные травянистые растения и основы земледелия
  6. Плодовые культуры, плодоводство, сад
  7. Транссибирская магистраль
  8. Гидроэнергетика / Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, 2009 г.
  9. Альтернативные источники энергии
  10. Основы геологии и горного дела
  11. Нефть и газ Красноярского края
  12. Экологические последствия нефтегазовых разработок
  13. Уголь
  14. Алюминий
  15. Золото
  16. Никель и Норильский горно-металлургический комбинат
  17. Железо
  18. Плутоний и уран
  19. Подземные ядерные взрывы на территории Красноярского края
  20. Цивилизация: отрицательное влияние на человека, общество и природу



Список литературы:
  • Дендебер С. В. и др. Электив 9: Физика, химия, биология. Конструктор элективных курсов. М.: 5 за знания, 2006
  • Диагностические материалы для итоговой аттестации учащихся по предметам НРК. Красноярск: КИПК, 2009
  • Павлова Г. А. Элективные курсы в предпрофильной подготовке школьников. Биология. 9 класс. СПб: Паритет, 2006
  • Примерная программа по учебному предмету "Природа и экология Красноярского края" // Прил. к письму Агентства образования Администрации Красноярского края руководителям муниципальных органов управления образованием Красноярского края от 29.09.2006 № 7422
  • Солянкина Н. Л. Как составить рабочую программу учебного курса? Красноярск: Изд-во КИПК, 2009