Предательство, неразделённая любовь, тяжёлые утраты, зубная боль, плохое питание, бедность
должны терять смысл в момент, когда человек берётся за перо
Уистен Хью Оден, цит. по: Прохоренков, 2000
***
Красноярский краевой Институт повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ О ПРИРОДЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Гродницкий Д. Л.,
доктор биол. наук,
профессор КИПК
Красноярск
2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из основных задач современного этапа развития образования - формирование познавательных
и созидательных способностей у молодых граждан России, которые впоследствии позволят им вступить в общество
и адаптироваться на рынке труда (Павлова, 2006). В разных регионах условия трудоустройства различаются
в силу местных экономических и экологических особенностей. Например, экономика Сибири ориентирована прежде всего
на добывание и переработку природного сырья. Поэтому естественной потребностью населения Сибири вообще
и Красноярского края в частности является внедрение в практику общего образования элективных курсов о природе,
её ресурсах и возможностях их использования человеком, об общих принципах отношений между человеком и природой.
Элективные курсы помогают школьнику выбрать профиль для дальнейшего изучения и ориентироваться в определении
будущей профессии. Основные черты предлагаемых элективных курсов:
- Избыточность - наличие информации, без которой, конечно, можно сдать экзамены по основному предмету,
но которая позволяет дополнительно закрепить знания;
- Вариативность - предоставление детям возможности выбора наиболее интересных для них предметов;
- Краткосрочность - характеристика, позволяющая сделать систему образования более гибкой,
адаптированной к способностям и интересам учащихся;
- Оригинальность - наличие содержания, которого нет в существующих учебно-методических пособиях для школ,
и которое поэтому недоступно иначе как через элективный курс (Дендебер и др., 2006);
- Региональность - описание явлений, которые входят в круг личного опыта ребёнка, - их можно увидеть,
услышать, их можно исследовать; это знание конкретизирует абстрактное представление, чем повышает его усвояемость
Педагогическому сообществу предлагаются следующие курсы о природе края:
- Межпредметные:
a. Природа Красноярского края: общий обзор
b. Климат, почвы, природные зоны, растительность Красноярского края
- Предметно-ориентированные:
c. Животные и охрана природы в Красноярском крае
d. Население Красноярского края и его здоровье
- Ориентационный:
e. Использование природных ресурсов Красноярского края
Курс "a" рекомендуется для пятого класса как пропедевтический и дополнительный к курсу "Естествознание",
курс "b", - для шестого класса как дополнение к "Географии" и "Биологии", курс "c" - для седьмого,
курс "d" - для восьмого, курс "e" - для девятого класса. При этом курсы "b" - "d" вполне возможно преподавать
в девятом классе в ходе предпрофильной подготовки как ориентирующие на выбор географического
(геологического, горного)
и биологического (медицинского, сельскохозяйственного, природоохранного) профилей - тех, что востребованы
в Красноярском крае и будут востребованы впредь
Предлагаемые программы (более точно, макеты программ) элективных курсов о природе основаны на Примерной программе
"Природа и экология Красноярского края", утверждённой Законодательным собранием Красноярского края
(см. список литературы), хотя несколько отличаются по числу часов и по распределению материала между модулями
Причина различий проста: на момент введения регионального компонента в практику общего образования
на преподавание предметов о природе было отведено иное число часов - например, 70 - в шестом классе и 35 - в седьмом.
Впоследствии это число было значительно уменьшено, и на каждый год отведено по 17 часов. Для нас это было шоком.
Соответственно, мы предлагаем
конструировать рабочие программы элективных курсов, ориентируясь на верхний предел 18±2 часа.
Разумеется, едва ли есть смысл растягивать семнадцичасовой курс на год; лучше уложить его в семестр, а ещё лучше -
в два месяца. Это - рекомендация не столько для учителя, сколько для завуча. Краткосрочная сконцентрированность
на предмете изучения позволит эффективно уложить знания и умения в детские головы
Для учебно-методического обеспечения курсов предлагается электронная хрестоматия-справочник
"Природа Красноярского края", доступная на официальном сайте КИПК по вопросам введения регионального компонента
общего образования: www.nrk.cross-ipk.ru. Хрестоматия специально создана для учителей, преподающих предметы
"География", "Биология", "Экология", "Химия", "Технология" в общеобразовательных школах. Хрестоматия содержит
более 7 000 графических и текстовых файлов, постоянно пополняется и больше чем достаточна для информационного
обеспечения основных и элективных
курсов, так или иначе связанных с освещением особенностей Сибирской природы
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Изучение материала о природе Красноярского края на ступени основного общего образования предполагает,
что в результате обучения школьник придёт к следующим результатам:
- освоит знания о косной и живой природе родного края и присущих ей закономерностях;
о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
о роли естествознания в практической деятельности людей; о методах познания природы;
- овладеет умением применять знания для объяснения природных процессов и явлений, сможет использовать информацию
о современных достижениях в области геологии и биологии, о факторах здоровья;
- освоит навыки работы с приборами и инструментами;
- сможет самостоятельно проводить поиск информации в библиотеке, интернете, на электронных носителях;
- сможет анализировать информацию, выбирая наиболее значимое из разных источников;
- сможет проводить синтез информации и представлять результаты в разнообразных формах: реферат, рассказ, доклад,
эссе и др.;
- освоит методологию проведения наблюдений за поведением природных объектов в естественных
и искусственно созданных (экспериментальных) условиях. Освоение методов познания природы ляжет в основу развития
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей будущих граждан России;
- получит позитивное ценностное отношение к живой природе, к собственному здоровью и здоровью других людей,
к культуре поведения в природе;
- получит представление об иcпользовании в повседневной жизни приобретённых знаний и умений для ухода
за растениями и животными, для заботы о здоровье близких и своём, об оказании первой помощи,
о нормах здорового образа жизни, о профилактике заболеваний, о последствиях травматизма и стресса,
об опасности вредных привычек, включая возможность обретения инфекционных заболеваний.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ КУРСОВ
a. Природа Красноярского края: общий обзор
Рекомендуемое учебно-методическое пособие:
Заякин А. Ю. "Природа и экология Красноярского края"
www.nrk.cross-ipk.ru/body/zayakin_5_web/index.html
Пособие идеально для пятого класса:
оно содержит всё необходимое для преподавания, - и ничего лишнего.
Крайне важно, что автор владеет манерой изложения сложного материала для детей:
ёмко и доходчиво; методический инструментарий детально проработан, разнообразен и увлекателен
Рекомендации по использованию Пособия доступны
на сайте НРК образования Красноярского края
http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/contents.htm#003
Уроки:
- Вид из космоса
- Поверхность
- Погода
- Реки
- Экосистемы
- Арктические пустыни
- Тайга
- Степи
- Растения и животные водоёмов
- Природные богатства
- Полезные ископаемые
- Богатства природы - людям
- Охрана природы
Дополнительный материал можно найти здесь
b. Климат Красноярского края, почвы, природные зоны, растительность
Рекомендуемое пособие:
Гродницкий Д. Л. (ред). Природа Красноярского края. Хрестоматия-справочник для учителя географии и биологии.
Красноярск: КИПК, 2010
http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/eco.htm
c. Животные и охрана природы в Красноярском крае
Рекомендуемое пособие:
Гродницкий Д. Л. (ред). Природа Красноярского края. Хрестоматия-справочник для учителя географии и биологии.
Красноярск: КИПК, 2010
http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/eco.htm
|