Из приложения к письму Агентства образования Администрации Красноярского края руководителям муниципальных органов управления образованием Красноярского края от 29.09.06 № 7422



Примерная программа по учебному предмету
«ЛИТЕРАТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

( 2, 3, 4 классы)

Пояснительная записка


Примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования в Красноярском крае

Примерная программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Учебный предмет «Литература Красноярского края» на ступени начального общего образования изучается в течение трех лет обучения, начиная со 2 класса.

На изучение учебного материала по учебному предмету «Литература Красноярского края» на ступени начального общего образования региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программы общего образования, отведено 68 часов: 34 часа – во 2 классе, по 17 часов – в 3 и 4 классах.

Изучение учебного предмета «Литература Красноярского края» на ступени начального общего образования предполагает знакомство младших школьников с произведениями писателей и поэтов Красноярского края и направлено на достижение следующих целей:

В основе программы по учебному предмету «Литература Красноярского края» лежит первичное знакомство с жанровым разнообразием и художественным богатством литературного наследия Красноярского края.

В программу по учебному предмету включены: Программа предполагает знакомство с биографиями и творчеством известных поэтов и писателей, прославившими и прославляющими своим творчеством Красноярский край.

В результате изучения учебного предмета «Литература Красноярского края» обучающиеся открывают для себя имена Огдо Аксеновой, Алитета Немтушкина, Любови Ненянг, Зория Яхнина, знакомятся с особенностями их творчества.

В качестве нестандартной формы урока учитель может использовать очное (заочное) посещение музеев (библиотека Юдина, Литературный музей, дом-музей В.П. Астафьева, местные литературные центры) и спектаклей в театрах краевого центра и малых городов Красноярского края.

Особое внимание на уроках должно быть уделено созданию творческих работ (сочинения, сочинения-миниатюры, написание стихотворений) обучающимися, в которых отражается собственное видение.

В результате изучения учебного предмета «Литература Красноярского края» обучающийся должен: в начало

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(68 часов)

2 класс (34 часа)

Фольклор Красноярского края (24 часа)

Произведения устного народного творчества (сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие) народов, проживающих на территории Красноярского края: русских, белорусов, украинцев, татар, азербайджанцев, армян, грузин, поляков и других.

Русские, белорусские и украинские народные сказки о семье. Татарские и башкирские народные сказки о дружбе. Азербайджанские, армянские и грузинские народные сказки о добре и зле. Польские народные сказки о труде.

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки о семье, о дружбе, о добре и зле, о взаимоотношениях людей.

Теория. Малые фольклорные жанры.

Произведения устного народного творчества (сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие) коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края: ненцев, кетов, эвенков, нганасан, долган.

Образ животных в сказках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.

Сказки «Лисица, Птичка и Ворон», «Как Медведь хвост потерял» (ненецкие), «Отчего у Лисы на груди белая шерсть» (нганасанская), «Росомаха и Лисица», «Хитрая Лиса и Дятел» (эвенкийские), «Ворон и Лебедь» (долганская) и другие.

Односюжетные пересказы В.И. Ермакова, Г.А. Смирновой. Их сходство и различие. Эвенкийские сказки в пересказе В.И. Ермакова «Сказки Большой Медведицы».

Теория. Народная сказка, литературная сказка.

Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки о добре и зле, о взаимоотношениях людей, о труде.

Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданий.

Художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края
(10 часов)

Темы родины, природы в творчестве писателей и поэтов Красноярского края:
  • Казимир Леонидович Лисовский. «Родной Енисей»
  • Алитет Николаевич Немтушкин. «Журавли»
  • Анатолий Иванович Третьяков. «Веками прирастать Сибирью» и другие
Тема детства и взаимоотношений людей в произведениях писателей и поэтов Красноярского края
  • Огдо Егоровна Аксенова. «Тундровичок», «В школу»
  • Виктор Федорович Журавлев. «Домик Сурикова»
  • Казимир Леонидович Лисовский. «Мальчик»
  • Алитет Николаевич Немтушкин. «Маленький Хосон» и другие
Теория. Тема, главная мысль (идея) произведения, события, их последовательность.

в начало

3 класс (17 часов)

Фольклор Красноярского края (7 часов)

Мир волшебных сказок коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.

Сказки «Медвежья сестра», «Старик и зайцы» (долганские), «Подарки золотой змеи» (эвенкийская), «Почему месяцу холодно на небе» (кетская), «Соколиный костер» (селькупская) и другие.

Выявление сюжетной линии в волшебных сказках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.

Сходство и различие сказок коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.

Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданий

Художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края (10 часов)

Тема природы в творчестве писателей и поэтов Красноярского края.
  • Виктор Петрович Астафьев. «Юркий рябчик».
  • Николай Иванович Волокитин. «Демидов кедр», «Рождение радуги».
  • Виктор Федорович Журавлев. «Подснежник».
  • Мария Семеновна Корякина. «Зеленый снег», «Филя».
  • Елена Александровна Крутовская. «Рассказы о живом уголке»
Теория. Герои произведения, их характеры и поступки.
  • Казимир Леонидович Лисовский. «Заветное слово», «Саранка», «На берегах Енисея», «За каплей капля»
Теория. Стихотворение.
  • Алитет Николаевич Немтушкин. «Березка».
  • Любовь Прокопьевна Ненянг. «Нгэлирей».
  • Роман Харисович Солнцев. «Осина».
  • Анатолий Иванович Третьяков. «Картина утра» и другие.
  • Николай Станиславович Устинович. «Затейница»
в начало

4 класс (17 часов)

Фольклор Красноярского края (6 часов)

Социально-бытовые и волшебные сказки коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края: «Сказка о Пучике-Чурике», «Хозяйка огня» (селькупские), «Птичка-невеличка» (кетская), «Предприимчивый бедняк» (долганская) и другие.

Выявление сюжетной линии в социально-бытовых сказках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.

Сходство и различие сказок коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.

Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданий.

Художественные произведения писателей и поэтов (11 часов)

Тема природы в творчестве писателей и поэтов Красноярского края.
  • Виктор Петрович Астафьев. «Яшка-лось», «Зорькина песня»
Теория. Герои произведения, их характеры и поступки.
  • Анатолий Ефимович Зябрев. «Лес ночью».
  • Алитет Николаевич Немтушкин. «Речонка», «Осенний зов».
  • Роман Харисович Солнцев. «Осенний день», «Синицы» и другие.
  • Николай Станиславович Устинович. «Рыболов»
Теория. Рассказ.
  • Зорий Яковлевич Яхнин. «На Мане-реке», «После полярной ночи»
Тема приключений в творчестве писателей Красноярского края.
  • Иван Иванович Пантелеев. «Экспедиция на Кияшку»
Теория. Повесть.

в начало



К оглавлению | На главную