Произведения устного народного творчества (сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие) народов, проживающих на территории Красноярского края: русских, белорусов, украинцев, татар, азербайджанцев, армян, грузин, поляков и других.
Мир волшебных сказок коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.
Примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования в Красноярском крае
Примерная программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Учебный предмет «Литература Красноярского края» на ступени начального общего образования изучается в течение трех лет обучения, начиная со 2 класса.
На изучение учебного материала по учебному предмету «Литература Красноярского края» на ступени начального общего образования региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программы общего образования, отведено 68 часов: 34 часа – во 2 классе, по 17 часов – в 3 и 4 классах.
Изучение учебного предмета «Литература Красноярского края» на ступени начального общего образования предполагает знакомство младших школьников с произведениями писателей и поэтов Красноярского края и направлено на достижение следующих целей:
В основе программы по учебному предмету «Литература Красноярского края» лежит первичное знакомство с жанровым разнообразием и художественным богатством литературного наследия Красноярского края.
В программу по учебному предмету включены:
Программа предполагает знакомство с биографиями и творчеством известных поэтов и писателей, прославившими и прославляющими своим творчеством Красноярский край.
В результате изучения учебного предмета «Литература Красноярского края» обучающиеся открывают для себя имена Огдо Аксеновой, Алитета Немтушкина, Любови Ненянг, Зория Яхнина, знакомятся с особенностями их творчества.
В качестве нестандартной формы урока учитель может использовать очное (заочное) посещение музеев (библиотека Юдина, Литературный музей, дом-музей В.П. Астафьева, местные литературные центры) и спектаклей в театрах краевого центра и малых городов Красноярского края.
Особое внимание на уроках должно быть уделено созданию творческих работ (сочинения, сочинения-миниатюры, написание стихотворений) обучающимися, в которых отражается собственное видение.
В результате изучения учебного предмета «Литература Красноярского края» обучающийся должен:
в начало
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(68 часов)
2 класс (34 часа)
Фольклор Красноярского края (24 часа)
Русские, белорусские и украинские народные сказки о семье. Татарские и башкирские народные сказки о дружбе. Азербайджанские, армянские и грузинские народные сказки о добре и зле. Польские народные сказки о труде.
Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки о семье, о дружбе, о добре и зле, о взаимоотношениях людей.
Теория. Малые фольклорные жанры.
Произведения устного народного творчества (сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие) коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края: ненцев, кетов, эвенков, нганасан, долган.
Образ животных в сказках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.
Сказки «Лисица, Птичка и Ворон», «Как Медведь хвост потерял» (ненецкие), «Отчего у Лисы на груди белая шерсть» (нганасанская), «Росомаха и Лисица», «Хитрая Лиса и Дятел» (эвенкийские), «Ворон и Лебедь» (долганская) и другие.
Односюжетные пересказы В.И. Ермакова, Г.А. Смирновой. Их сходство и различие. Эвенкийские сказки в пересказе В.И. Ермакова «Сказки Большой Медведицы».
Теория. Народная сказка, литературная сказка.
Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки о добре и зле, о взаимоотношениях людей, о труде.
Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданий.
Художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края
Темы родины, природы в творчестве писателей и поэтов Красноярского края:
(10 часов)
Тема детства и взаимоотношений людей в произведениях писателей и поэтов Красноярского края
Теория. Тема, главная мысль (идея) произведения, события, их последовательность.
3 класс (17 часов)
Фольклор Красноярского края (7 часов)
Сказки «Медвежья сестра», «Старик и зайцы» (долганские), «Подарки золотой змеи» (эвенкийская), «Почему месяцу холодно на небе» (кетская), «Соколиный костер» (селькупская) и другие.
Выявление сюжетной линии в волшебных сказках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.
Сходство и различие сказок коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.
Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданийХудожественные произведения писателей и поэтов Красноярского края
(10 часов)
Тема природы в творчестве писателей и поэтов Красноярского края.
Теория. Герои произведения, их характеры и поступки.
Теория. Стихотворение.
в начало
4 класс (17 часов)
Фольклор Красноярского края (6 часов)
Социально-бытовые и волшебные сказки коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края: «Сказка о Пучике-Чурике», «Хозяйка огня» (селькупские), «Птичка-невеличка» (кетская), «Предприимчивый бедняк» (долганская) и другие.
Выявление сюжетной линии в социально-бытовых сказках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.
Сходство и различие сказок коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.
Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданий.
Художественные произведения писателей и поэтов (11 часов)
Тема природы в творчестве писателей и поэтов Красноярского края.
Теория. Герои произведения, их характеры и поступки.
Теория. Рассказ.
Тема приключений в творчестве писателей Красноярского края.
Теория. Повесть.
в начало