Из приложения к письму Агентства образования Администрации Красноярского края руководителям муниципальных органов управления образованием Красноярского края от 29.09.06 № 7422



Примерная программа по учебному предмету
«ЛИТЕРАТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

( 5, 6, 7, 8 классы)

Пояснительная записка

Примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае.

Примерная программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Учебный предмет «Литература Красноярского края» на ступени основного общего образования изучается в течение четырех лет обучения, с 5 по 8 класс.

На изучение учебного материала по учебному предмету «Литература Красноярского края» на ступени основного общего образования региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программы общего образования, отведено 68 часов: по 17 часов в каждом классе.

Примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» обеспечивает преемственность в изучении учебного материала на ступени начального общего и основного общего образования.

Изучение учебного предмета «Литература Красноярского края» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Изучение учебного предмета «Литература Красноярского края» на ступени основного общего образования способствует решению следующих задач:

Приоритетом регионального литературного образования на cтупени основного общего образования является формирование системы ценностей обучающихся.

Общеучебные навыки, формируемые в процессе изучения учебного предмета «Литература Красноярского края», рассматриваются как основа для саморазвития личности.

Предполагаемый результат – становление личности обучающегося, знающего традиции и культурные ценности Красноярского края, нашедшие свое отражение в литературном творчестве, способствующего их сохранению и дальнейшему развитию, отличающегося активной гражданской позицией и имеющего навыки жизни в природном, социально-экономическом и культурном пространстве своей малой родины.

Ограниченное количество учебного времени требует особой систематизации курса. С этой целью предлагается следующая логика освоения учебного материала: 1 час в каждом классе отводится на введение в предмет, 16 часов – на изучение регионального литературного материала.

Концептуальными идеями курса являются:

В процессе изучения учебного предмета «Литература Красноярского края» осуществляется формирование и совершенствование следующих видов деятельности:

Программа может быть реализована в полном объеме при условии грамотной соотнесенности ее с программами по литературе, реализуемыми в рамках федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования. Соотнесенность возможна по тематическому или жанровому принципу. Кроме того, программа ориентирует учителя и обучающихся на овладение разными видами чтения: ознакомительного, просмотрового (поискового), аналитического (изучающего). Владение разными видами чтения в соответствии с поставленной целью основано на потребностях современного информационного общества.

Реализация программы предполагает обязательный выход из классно-урочной системы организации занятий. Библиотека, музей, экскурсия по памятным местам, театр – то образовательное пространство, которое необходимо для изучения литературы Красноярского края.

В результате изучения учебного предмета «Литература Красноярского края» обучающийся должен:

В начало

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(68 часов)

5 класс (17 часов)

Введение (1 час)


Знакомство с понятием «региональная литература». Структура курса. Диалог писателя и читателя. Ученик читающий, слушающий, говорящий.

Теория. Литература мировая, отечественная и региональная

Фольклор Красноярского края (4 часа)


Отражение в произведениях устного народного творчества традиций, быта, языка народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Сказки народов Севера, проживающих на территории Красноярского края: «Сотворение Земли», «Почему огонь очага священный», «Дедушка-медведь» (волшебные); «Охотник Кирэвуль и Огненный соболь», «Бабушка и парень-сирота», «Два парня – умный и хитрый» (социально-бытовые); «Почему олень быстро бегает», «Как лиса и волк вместе охотились», «Белый медведь и бурый медведь» (о животных).

Сибирский сказ «Камень Шамана». Неоднозначность подходов к бытованию жанра сказа на территории Красноярского края.

Легенды (топонимические), пословицы, поговорки, загадки, песни.

Народный календарь.

Своеобразие бытования русского фольклора в Сибири.

Сказки-мифы как отражение самобытности национальной культуры, нравственных основ бытия, национального самосознания народов Севера.

Условность деления сказок на волшебные, социально-бытовые и сказки о животных.

Взаимоотношение человека и природы – сквозная тема словесного искусства народов Севера.

Литературный пересказ произведений устного народного творчества.

Теория. Жанры фольклора. Сюжет сказки и реальная жизнь. Лаконизм малых фольклорных жанров.

Авторские произведения (12 часов)


Зорий Яковлевич Яхнин. «Легенда о Ховеко».

Фольклорная основа легенды, отражение в ней обычаев, верований и нравственных идеалов эвенкийского народа. Представления героев о добре и зле, совести, чести, человеческом достоинстве. Фольклорные темы и образы легенды. Главный герой легенды Ховеко и две его победы: над злым и жадным Бамбином и самим собой. Умение главного героя признавать и исправлять свои ошибки. Авторское отношение к героям.

Особенности языка легенды, использование в ней художественных средств, характерных для эвенкийского фольклора.

Теория. Литературная сказка и фольклор.

Поэты Красноярского края о родной природе.

Владлен Николаевич Белкин. «Белые леса», «Едва прикрыта ветошью ветвей…», «Весна в тайге», «Отчаяннее и грозней…», «Лето».

Николай Викторович Гайдук. «В борах и раздольях».

Казимир Леонидович Лисовский. «Березка».

Игнатий Дмитриевич Рождественский. «С лугов приносишь Енисея…», «Полярный мак», «Цветы тундры», «Осень».

Зорий Яковлевич Яхнин. «Карликовая березка», «Цветы подо льдом», «Воробей».

Чувство привязанности к миру природы, окружающему человека. Четыре времени года.

Теория. Развитие понятий об олицетворении, сравнении, эпитете.

Николай Станиславович Устинович. «Ради жизни», «Лебединая дружба», «Волк» (из цикла «На охотничьих тропах»), «След человека», «Пуд соли» (из цикла «След человека»).

Н. С. Устинович – тонкий знаток жизни тайги и сибирского леса.

Тема красоты земли, изображение «удивительного мира зверей и птиц» в его многообразии и многозвучии. Человек и природа, их неразрывная связь. Разумное отношение к природе. Драматизм во взаимоотношениях человека и природы.

Гуманизм рассказов, нравственные ценности и утверждение мудрого, доброго отношения к природе.

Раздумья о человеческой жизни. Роль суровой северной природы в формировании особого склада характера сибиряка, «верного таежным традициям товарищества и взаимной выручки».

Мастерство писателя-пейзажиста: «мягкие линии, полутона», «художественная сдержанность», сжатость, точность, простота языка, юмор.

Теория. Роль пейзажа в литературном произведении. Животные как герои литературного произведения. Виктор Петрович Астафьев. «Белогрудка», «Гуси в полынье».

Природа и человек. Образ живой природы: тайга, белогрудая куница и ее котята, гусыня и гусята. Мир людей: взрослые и дети. Поступок и его последствия, ответственность за поступки. Автор и его отношение к миру природы и к миру людей.

Теория. Тема, идея, проблематика, сюжет и герои литературного произведения

В начало

6 класс (17 часов)

Введение (1 час)

Автор и читатель, их сотворчество. Возможность реализации своих читательских интересов и предпочтений.

Художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края (16 часов)


Роман Харисович Солнцев. «Воробьи», «Дядя Сеня», «Бродим по лесу, толпа пересмешников».

Человек и природа, их родство. Тревога поэта об утрате человеком чувства родственной связи с природой. Теория. Композиция лирического текста.

Николай Иванович Волокитин. «На реке да на Кети» (отрывок), «Светка – синяя беретка» (отрывок).

Величие сибирской природы, быт коренных жителей. Человек и природа. Творческое начало в человеке. Изображение детского характера. Утверждение идеи человеческого великодушия.

Теория. Литературный герой.

Борис Михайлович Петров. «Формула белого гриба», «Лерка-манерка», «Стрелок», «Друг человека».

«Природоведение» Б.М. Петрова. Прием контраста в рассказе «Формула белого гриба» (Роман Петрович и Игорь). Поэтика описаний осеннего леса, выразительность пейзажных зарисовок. Этический смысл понятия «грибная охота».

Традиционность темы дружбы человека с собакой. Ответственность за воспитание охотничьей собаки.

Мастерство описания поведения и повадок собаки Лерки. Драматизм финала повествования. Проблема «вины и ответственности» в рассказе.

Теория. Психологизм рассказов. Персонификация образа тайги. Характеры героев, выраженные через их поступки и речь.

Виктор Петрович Астафьев. «Ангел-хранитель» (из повести «Последний поклон»).

Автобиографическое произведение писателя о детских годах. Семья как главная опора в жизни человека. Бабушка Катерина Петровна – ангел-хранитель дома. Идея доброты, взаимопомощи, жизни для других. Юмор в рассказе.

Теория. Автобиографические произведения.

Иван Иванович Пантелеев. «Голубые звезды».

И.И. Пантелеев – мастер лирического повествования.

Николка – главный герой рассказа «Голубые звезды», его друзья и враги. Отношение мальчика к миру природы, ее защитникам и расхитителям. Отец Николки, его сила и слабость. Понятие о сибирском характере. Любовь мальчика к отцу, отвага и мужество в сопротивлении обстоятельствам жизни. Смысл названия рассказа.

Теория. Роль пейзажа в произведении. Название произведения как ключ к его смыслу.

Поэтическая летопись края.

Владлен Николаевич Белкин. «Начало», «Таежная улица», «Два города в судьбе моей…», «Дивногорск – 1961», «Каменные кони», «В потоке железного гула…».

Радость созидания и тревога за завтрашний день природы.

Теория. Автор и лирический герой в поэзии. Элементарные вопросы стихосложения (ритм, строфа, стопа и другое)

В начало

7 класс (17 часов)

Введение (1час)

Автор и художественное произведение. Способы выражения авторского отношения к событиям, героям. Индивидуально-авторские средства выразительности.

Рождение музея. Этапы создания музея. Музейная экскурсия.

Художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края (16 часов)


Алитет Николаевич Немтушкин. Стихотворения «Мой аркан забыл оленьи рога», «Мой край родной! Мне не забыть о том…», «Удаляется детство куда-то…», «Догнала старость деда…». Повесть «Мне снятся небесные олени».

Проблема изучения и сохранения культуры малых народов Красноярского края.

Тема малой родины, отчего дома в повести. Бытовая культура эвенков, их традиции и уклад жизни. Мифы, предания, сказки, легенды эвенкийского эпоса. Природа как живая стихия.

Характеры главных героев повести: бабушки Огдо-Эко и мальчика Амарчи, их друзей и соплеменников.

Проблемы чести и бесчестия, добра и зла. Лирическое и драматическое в повести.

Теория. Индивидуально-авторские средства выразительности.

Виктор Петрович Астафьев. «Бабушкин праздник», «Мальчик в белой рубахе» (из повести «Последний поклон»), «Над древним покоем» (из сборника лирических миниатюр «Затеси»).

Жизнь сибирской деревни. Образ женщины – хранительницы семейного очага. Память как духовная опора в жизни человека.

Теория. Вечные образы, «сквозные» темы и мотивы в русской литературе.

Иван Иванович Пантелеев. «Чужой».

Тема Дома в повести. Судьба Леньки Сизова. Одиночество среди людей. Слабость и сила детской души. Теория. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Способы выражения авторского отношения в художественном произведении.

Поэтическое слово (темы и авторы по выбору учителя и обучающихся).

История и люди края. Мир природы. О поэте и поэзии. Философские мотивы. Любовь и дружба.

Игнатий Дмитриевич Рождественский. «Мой край», «Саяны», «Сибиряки», «Снежница», «Север».

Казимир Леонидович Лисовский. «Основатели», «На часовенной горке», «Мальчик».

Николай Николаевич Еремин. «Тайна творчества – жизни тайна…», «Учитель», «Женское сердце», «Стихи о попугае», «Мы не умеем слушать стариков…».

Стихи из книги «Сибирский венок Пушкину – красноярцы» Красноярск, 1999:

Владлен Николаевич Белкин. «Сочинение», «Сначала было слово».

Николай Викторович Гайдук. «Отзвук и отблеск прекрасного прошлого…».

Станислав Петрович Иконников. «Зачем, возница, ты коней в то утро гнал?!».

Анатолий Иванович Третьяков. «В Михайловском снега так много…».

Александр Илларионович Щербаков. «Последняя просьба».

Теория. Лирический герой. Изобразительно-выразительные средства поэтической речи.

Эдуард Иванович Русаков. «Часики и эскимо».

Сложность и противоречивость человеческих чувств. Облагораживающая сила любви. Любовь – чувство, проверяющее человека, обнаруживающее в нем качества, о которых он и не подозревал.

Теория. Рассказ-притча

В начало

8 класс (17 часов)

Введение (1час)


Искусство и жизнь. Отражение национальных ценностей и традиций в художественных произведениях писателей и поэтов Красноярского края.

Место литературного наследия Красноярского края в культуре России.

Виртуальный музей как система сохранения культурных ценностей в информационно насыщенной среде.

Художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края (16 часов)


Виктор Петрович Астафьев. «Ода русскому огороду».

В.П. Астафьев – философ, гуманист, мастер языка. Человек – род – память. Тема памяти: воспоминания о детстве как источник душевных сил. Образ земли-кормилицы. Портреты тружеников земли. Обретения и утраты на жизненном пути. Обретение героем чувства родства с миром. Трагедия и поэзия народной жизни.

Теория. Автор-повествователь. Способы выражения авторского отношения к событиям и героям.

Александр Илларионович Щербаков. Стихотворения «Таежник», «Иван-чай», «День Победы». Рассказы «Лазоревая Бабка»; «Душа мастера», «Каждой Зине – по корзине» (из цикла «Деревянный всадник»).

Патриотический пафос стихов.

Человек и его дело. Талант и мастерство русского человека.

Светлая душа деревенского человека. Бескорыстие Лазоревой Бабки.

Теория. Деталь и символ.

Георгий Кузьмич Суворов. «Еще утрами черный дым клубится…», «Хоть день один», «Мы тоскуем и скорбим», «Есть в русском офицере обаянье».

Г.К. Суворов – поэт-воин. Образ Рядового Истории в лирике поэта. Основные мотивы: беспощадная реальность войны, память о довоенной жизни, вера в победу, мысль о возможной гибели накануне победного торжества.

Теория. Художественный образ.

Роман Харисович Солнцев. «Было все – и король-самодур…», «Так ли живу, как надо?», «Женщина плачет в вагонном окне…», «Я вспоминаю темный лог…», «Недвижен лес в блестящей паутине…».

Философский взгляд поэта на жизнь и человека.

Теория. Лирический герой.

Зорий Яковлевич Яхнин. Стихотворения «Не спрашивая, сколько платят…», «Я нажил себе сто рублей…», «Не гневайтесь…», «Страна Свояси», «Я жду тебя. Уже прошло сто лет…», «А мы не рядом…», «Воспоминание», «Суриков в Красноярске».

Красноярск – вторая родина поэта, его «центр земли». Доверительный разговор с читателем о жизни, о любви, о вечных человеческих ценностях.

«Поэма умерших деревьев».

Человек и природа, их единство и неразрывная связь. Отношение человека к природе как мерило его нравственной и духовной зрелости. Мотив ответственности за свою малую родину, свою страну.

Публицистичность поэмы. Роль формы поэмы (венок сонетов) в раскрытии ее идейного содержания.

Теория. Сонет. Венок сонетов.

Олег Сергеевич Корабельников. «Башня птиц».

Научная фантастика как один из методов художественного исследования действительности. «Фантастический реализм». Проверка реальных ценностей жизни остротой нереальных обстоятельств. Человек и природа, человек и Вселенная: экологическое сознание.

Теория. Научная фантастика как жанр. Фантастика и фэнтези

В начало



К оглавлению | На главную