Из приложения к письму Агентства образования Администрации Красноярского края руководителям муниципальных органов управления образованием Красноярского края от 29.09.06 № 7422



Примерная программа по учебному предмету
«ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

( 2, 3, 4 классы)

Пояснительная записка


Примерная программа по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края» составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования в Красноярском крае

Примерная программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Учебный предмет «Природа и экология Красноярского края» на ступени начального общего образования изучается в течение трех лет обучения, начиная со 2 класса.

На изучение учебного материала по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края» на ступени начального общего образования региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программы общего образования, отведен 51 час: по 17 часов в каждом классе.

Изучение учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся младшего школьного возраста с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на достижение следующих целей:

В основе учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» лежит направление, позволяющее изучать географические, природные, исторические и экологические особенности Красноярского края и формировать гражданскую позицию обучающегося младшего школьного возраста.

Программа знакомит обучающихся с физическими свойствами предметов и явлений, многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на территории Красноярского края.

Программа по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края» построена на доступном для обучающихся младшего школьного возраста материале: о значении общества в жизни каждого человека, о государственном устройстве, символике (герб, флаг), культуре родного края (обычаи, традиции), его основных ценностях.

Учет межпредметных связей при изучении природы и экологии Красноярского края имеет принципиальное значение для осознания обучающимися целостной картины мира и формирования у них представлений о месте человека в нем.

Программа по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края построена таким образом, чтобы постепенно подвести обучающихся младшего школьного возраста к пониманию связи человека с природной средой, сформировать у них определенный социальный опыт, заложить основы экологической культуры (нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и поведения в ней).

При изучении учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» рекомендуется проводить уроки в форме экскурсий в музеи, заповедники, исторические места и к месту расположения достопримечательностей родного города (поселка, села). Особое место отводится также урокам-практическим занятиям, способствующим применению обучающимися приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

В результате изучения учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» обучающийся должен:

в начало

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(51 час)

2 класс (17 часов)

Общие сведения о Красноярском крае (2 часа)

Красноярский край на карте России. Столица Красноярского края. Символы государственной власти Красноярского края: герб, флаг

Природа (9 часов)

Основные водоемы Красноярского края.

Главная река Красноярского края – Енисей. Исток, устье реки. Названия притоков Енисея. Озера и реки Красноярского края. История происхождения основных озер и рек Красноярского края.

Природные ресурсы: растительный и животный мир Красноярского края.

Многообразие растительного мира. Разновидности растений (деревьев, кустарников и трав), произрастающих на территории Красноярского края. Разновидности съедобных и несъедобных ягод и грибов.

Многообразие животного мира. Разновидности животных (насекомых, рыб, птиц, зверей), населяющих территорию Красноярского края.

Наблюдение в природе за растениями и животными. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах

Человек и природа (6 часов)

Знакомство с понятием «экология». Охрана природных богатств.

Красная книга Красноярского края. Экологическое равновесие растительного и животного мира на территории Красноярского края.

Природные места отдыха населения. Правила поведения в природе. Необходимость бережного отношения отдыхающих к природному окружению. Знакомство с заповедником «Столбы».

Особенности труда людей родного края, профессии.

Выращивание рассады цветов, подготовка цветников, посадка кустарников

В начало

3 класс (17 часов)

Общие сведения о Красноярском крае (2 часа)

Красноярск – административно-политический центр края. История возникновения города Красноярска. Экскурсия по городу (очная, заочная).

Природа (10 часов)

Формы поверхности Красноярского края (равнина, горы, холмы, овраги). Почвы края. Охрана почв. Атмосфера.

Многообразие растительного мира Красноярского края. Лекарственные растения Красноярского края, их использование.

Многообразие животного мира Красноярского края. Причины сокращения численности животных и меры их охраны.

Условия, необходимые для жизни растительного и животного мира Красноярского края.

Редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Красноярского края.

Наблюдение в природе за растениями и животными. Изготовление поделок из природного материала

Человек и природа (5 часов)

Природа как важнейшее условие в жизни человека. Влияние деятельности человека на природу Красноярского края.

Источники загрязнения воды. Водоемы Красноярского края и местности, в которой мы живем. Охрана воды от загрязнения.

Влияние загрязнения воздуха на организмы.

Использование природных факторов в оздоровлении человека.

Заповедники и национальные парки Красноярского края (по выбору). Правила поведения в заповедниках и национальных парках. Оценка своего и чужого поведения в природе

В начало

4 класс (17 часов)

Общие сведения о Красноярском крае (2 часа)

Населенный пункт, в котором мы живем. Общие сведения.

Родной город (село), улица: история названия, основные достопримечательности

Природа (10 часов)

Растениеводство Красноярского края. Экскурсия (очная, заочная) в ботанический сад, сад им. В. Крутовского.

Животноводство Красноярского края. Разведение животных человеком. Природные сообщества. Растительный и животный мир Красноярского края: особенности внешнего вида, питания, размножения.

Полезные ископаемые Красноярского края, их использование человеком. Охрана недр. Путешествие (очное, заочное) в заповедники и национальные парки Красноярского края (по выбору). Оценка своего и чужого поведения в природе.

Природные зоны Красноярского края. Карта природных зон. Тундра, лесотундра (флора и фауна). Тайга (флора и фауна). Смешанные леса (флора и фауна). Лесостепи и степи (флора и фауна). Саяны – горный массив Красноярского края

Человек и природа (5 часов)

Влияние деятельности человека на природу Красноярского края. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Искусственные моря. Охрана воздушного бассейна Красноярского края.

Нормы экологического и безопасного поведения в природной среде. Источники загрязнения природной среды в промышленных зонах. Роль крупнейших городов Красноярского края в жизни человека

В начало



К оглавлению | На главную