Программа учебного предмета

«ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

для общеобразовательных учреждений (5, 6, 7, 8, 9 классы)

Авторы: Андреева С. Ю., Солянкина Н. Л., Зубковская И. Б.


В целях реализации Закона края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» от 25 июня 2004 года №11-2071 существует необходимость научно-методического обеспечения образовательной области «Естествознание». Согласно краевому (национально-региональному) компоненту ГОС общего образования Красноярского края образовательная область «Естествознание» реализуется в учебном предмете «Природа и экология Красноярского края»

Основной целью изучения данного учебного предмета на ступени основного общего об-разования является:

Структура курса «Природа и экология Красноярского края» предполагает его изучение в 5-8 классах)

Авторская программа С. Ю. Андреевой, Н. Л. Солянкиной, И. Б. Зубковской обеспечивает преемственность между первой и второй ступенями общего образования в контексте реализации учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования и предполагает включение учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Программа 5 класса является логическим продолжением программы учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» начальной школы и позволяет расширить знания школьников об уникальности объектов живой и неживой природы Красноярского края и явлениях, происходящей в ней. Программа сопряжена с программой учебного предмета «Естествознание».

Содержание курса 6-7 классов предполагает применение учащимися знаний и умений, полученных в ходе изучения содержания курсов биологии и географии, для исследова-ния объектов и явлений природы своей местности. Программа разработана с опорой на курс «Природа и экология Красноярского края» 5 класса, в результате чего некоторые темы его рассматриваются снова, но на более расширенном теоретическом, а также практическом уровне.

Программа 8 класса реализует раздел образовательного стандарта «Человек» и на-правлена на решение проблем социальной адаптации человека, сохранения здоровья в условиях Красноярского края.

5 класс (18 часов)

Тема. 1. Географическое пространство края (5 часов)

Характеристика географического положения края, своего района (города). Размеры территории и границы края, своего района (города). Полезные ископаемые края (нефть, каменный уголь, руды цветных и редких металлов). Лесные ресурсы. Гидроресурсы (реки - Енисей, Ангара). Земельные ресурсы. Природные зоны Красноярского края. Уникальные памятники природы Красноярского края, своей местности.

Определение границ края, своей местности, протяженность края с севера на юг и с за-пада на восток в километрах. Ориентирование по местным признакам.

Практическая работа 1. Обозначение на контурной карте границ края, своей местности.

Практическая работа 2. Определение протяженности края с севера на юг и с запада на восток в километрах (по масштабу карты)

Практическая работа 3. Ориентирование по компасу и местным признакам.

Практическая работа 4. Изучение форм рельефа своей местности, геологических обна-жений, горных пород и минералов.

Практическая работа 5. Наблюдения за погодой, ведение календаря погоды, анализ ре-зультатов наблюдений, предсказание погоды.

Практическая работа 6. Изучение внутренних вод своей местности (реки, озера, болота, водохранилища).

Практическая работа 7. Изучение почвенного горизонта, определение механического состава и свойств почвы своей местности.

Тема 2. Многообразие флоры и фауны Красноярского края (10 часов)

Многообразие растений (дикорастущие, культурные, лекарственные, исчезающие, ядо-витые), насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих Крас-ноярского края. Растения и животные Красноярского края, занесенные в Красную книгу. Грибы съедобные и несъедобные. Меры охраны и сохранения видового разнообразия флоры и фауны Красноярского края.

Создание гербарных материалов лекарственных, дикорастущих и культурных растений вашей местности. Создание сообщений, фотоальбомов, видеороликов и компьютерных презентаций (на выбор) о растениях и животных вашей местности.

Экскурсия в зоологический сад, музей, заповедник, заказник (на выбор).

Практическая работа 8. Определение названий растений, произрастающих на пришко-льном участке с использованием атласа-определителя.

Тема 3. Охраняемые природные территории Красноярского края (3 часа)

Обзор охраняемых и особо охраняемых территорий края различного ранга (заказники, заповедники, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, при-родные национальные парки). Их роль в сохранении биоразнообразия.

Экскурсия в одну из охраняемых территорий края (на выбор). Анализ соблюдения по-сетителями правил поведения на природе.

6 класс (18 часов)

Тема 1. Физико-географическое положение Красноярского края, своего района, своего на-селенного пункта. Определение координат крайних точек, географического центра России, крайней северной точки России. Влияние физико-географического положения на высоту Солнца над горизонтом, на климат и водные ресурсы края. (2 часа)

Тема 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Красноярского края (3 часа)

Главные черты рельефа края (плоскогорье, низменности, горные массивы, котловины) и их связь со строением литосферы. Складчатые и платформенные области, их связь с полезными ископаемыми (магматические (глубинные), осадочные (поверхностные) и метаморфические). Основные месторождения края. Опасные геологические явления на территории края и меры их предупреждения.

Определение границ и особенностей расположения крупных форм рельефа Краснояр-ского края. Определение основных месторождений Красноярского края Анализ уни-кальности природных ресурсов (минералов и полезных ископаемых) края. Экскурсия в геологический музей.

Практическая работа 1. Обозначение на контурной карте границ горных массивов, плоскогорий, низменностей с указание их названий. Определение координат самой вы-сокой и самой низкой точек края.

Практическая работа 2. Обозначение на контурной карте основных месторождений края. Оценка уникальности природных ресурсов (минералов и полезных ископаемых) края, своей местности

Тема 3. Климат Красноярского края (4 часа)

Особенности климата края. Факторы, определяющие особенности климата. Распределе-ние тепла и влаги на территории региона. Тепловые и климатические пояса края. Погода. Причины изменения климата. Влияние климата на жизнь и здоровье жителей Крас-ноярского края и своей местности.

Исследование распределения среднемесячных температур, годового количества осадков на территории своей местности. Прогнозирование погоды своей территории.

Практическая работа 3. Исследование распределения среднемесячных температур на территории своей местности.

Практическая работа 4. Исследование распределения количества осадков на территории своей местности.

Тема 4. Внутренние воды и водные ресурсы Красноярского края (4 часа)

Водные системы Красноярского края. Главные речные системы и бассейны рек Енисея, Ангары, Подкаменной Тунгуски, Нижней Тунгуски, Тубы, Маны. Питание и режим рек. Озера (Таймыр, Хантайское, Учум, Шира и др.), болота, подземные воды. Ледники, снежный покров. Многолетняя мерзлота. Особая роль реки Енисей. Использование вод и пути сохранения их качества и объема. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения и др.) и предупреждение их действий.

Оценивание водных ресурсов своей местности и прогнозирование их использования. Исследование изменений состояния реки своей местности в течение определенного времени (месяца, года). Выявление рисков для населения и анализ возможных путей их решения.

Практическая работа 5. Исследование изменений режима реки своей местности в течение определенного времени (месяца, года).

Практическая работа 6. Оценка обеспеченности водными ресурсами своей местности, составление прогноза его использования.

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы Красноярского края (2 часа)

Условия образования почв на территории края. Главные типы почв и их плодородие. Географические закономерности распространения почв. Почвенная карта края, земель-ные ресурсы Красноярского края, их использование и охрана. Роль мелиорации. Ветро-вая и водная эрозия почв на территории края и меры борьбы с разрушением, загрязне-нием и вторичным засолением почв края.

Оценка плодородия почвы своей местности (пришкольного участка) и прогнозирование ее использования.

Практическая работа 7. Определение плодородия почвы своей местности (пришкольного участка).

Комплексная экскурсия на природные объекты (составить план маршрута, план местности проведения экскурсии, провести измерение и описать формы рельефа, реки, озера, болота, собрать образцы горных пород и минералов, почв, растений). (2 часа осенью)

7 класс (18 часов)

Тема 1. Растительный мир Красноярского края (6 часов)

Растительный мир Красноярского края. Многообразие растений и грибов Красноярского края. Дикорастущие (лекарственные, ядовитые, съедобные, кормовые, декоративные), культурные и занесенные в Красную книгу растения. Систематизация и классификация растений. Низшие и высшие споровые растения. Голосеменные и покрытосеменные растения.

Определение перечня лекарственных, ядовитых и исчезающих видов растений вашей местности (вашего пришкольного участка). Определение мер сохранения растений в природных сообществах.

Практическая работа 8. Определение названий растений, произрастающих на пришко-льном участке с использованием атласа-определителя.

Тема 1. Животный мир Красноярского края (5 часов)

Животный мир Красноярского края. Многообразие членистоногих, червей, моллюсков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих Красноярского края. Ис-чезающие виды животных и птиц. Причины снижения их численности. Животные Крас-ноярского края, занесенные в Красную книгу. Меры охраны. Экскурсия в зоологический сад, музей, заповедник, заказник (на выбор).

Создание фотоальбомов, видеороликов и компьютерных презентаций (на выбор) о жи-вотных и птицах Красноярского края.

Практическая работа 1. Разработка моделей природоохранных мероприятий (на основе материалов наблюдений, собранных во время экскурсии).

Тема 6. Природные комплексы Красноярского края (7 часов)

Формирование современных природных комплексов на территории края как результат длительного развития географической оболочки. Природные и антропогенные ландшафты Красноярского края. Природные зоны края и их физико-географические особенности. Арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, лесостепи, степи. Высотная поясность на территории края и экологические проблемы. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов природной зоны как зонального природного комплекса. Зональная система земледелия Красноярского края и рациональное использование земельных ресурсов.

Исследование природных комплексов своей местности. Создание фотоальбомов видео-роликов и компьютерных презентаций (на выбор) о природных комплексах своей ме-стности.

8 класс (18 часов)

Тема 1. Население Красноярского края (10 часов)

Численность населения. Освоение и заселение территории. Половой и возрастной состав населения. Особенности расселения: городское и сельское население. Размещение населения на территории края. Коренное население края. Влияние природной среды на качество жизни населения. Среда обитания человека: природная, социальная, техно-генная. Экологические проблемы среды обитания человека. Виды опасностей для чело-века. Типы хозяйствования на территории края. Проблемы, возникающие при исполь-зовании земли и ландшафтов людьми. Риски для населения и возможные пути их реше-ния.

Определение по статистическим данным национального состава края. Определение по карте плотности особенности размещения населения региона, своей местности. Иссле-дование факторов, влияющих на численность населения в Красноярском крае, своей местности.

Практическая работа 2. Определение по статистическим данным национального состава края численности, полового и возрастного состава населения края, своей местно-сти

Практическая работа 3. Исследование факторов, влияющих на численность населения в Красноярском крае, своей местности (на выбор) и оценка возможных путей его решения.

Тема 2. Адаптация человека к условиям среды Красноярского края (2 часа)

Эволюционная и индивидуальная адаптация человека. Физиологические механизмы адаптации к условиям Сибири и Крайнего Севера.

Стресс-реакция как механизм индивидуальной адаптации организма человека.

Оценка функционального состояния (уровня физиологического стресса) собственного организма.

Практическая работа 1. Обнаружение признаков стресс-реакции собственного организма при физической нагрузке.

Тема 3. Экологические и медико-социальные проблемы здоровья населения Красноярского края (2 часа).

Здоровье человека как функциональная система, её компоненты. Показатели индиви-дуального здоровья, здоровья популяции и уровня заболеваемости в Красноярском крае. Факторы, формирующие и разрушающие здоровье.

Анализ влияния факторов среды человека на его здоровье.

Практическая работа 2. Анализ влияния природных и антропогенных факторов среды Сибири и Крайнего Севера на здоровье жителей Красноярского края.

Тема 4. Основы природопользования и охрана природы в крае (4 часа)

Роль науки в организации рационального использования и преобразования природных ресурсов и условиях Красноярского края. Прогнозы изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности человека на территории края. Особо охраняемые территории края (биосферные заповедники: Таймырский, Саяно-Шушенский и Центрально-Сибирский, Путоранский заповедник, национальный парк "Шушенский бор", заказники, государственные памятники природы). Правила личного природоохранного поведения в повседневной трудовой и бытовой деятельности. Экологические проблемы Красноярского края и задачи экологического воспитания учащихся.

Прогнозирование изменений природы своей местности под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Экскурсия в охраняемые территории края (на выбор). Преобразование антропогенных комплексов на основе экологических норм.

Практическая работа 5. Исследование антропогенных факторов, влияющих на изменение природы в Красноярском крае, своей местности (на выбор) и оценка возможных путей его решения.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы разработаны в соответ-ствии с обязательным минимумом содержания краевого национально-регионального компонента ГОС общего образования в Красноярском крае и задаются в деятельностной форме.

В результате изучения учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» выпускник основной школы должен обладать:

Познавательной компетенцией: Информационно-коммуникативной компетенцией: Рефлексивной компетенцией: Социальной компетенцией: