Программа учебного предмета

«ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

для общеобразовательных учреждений (5, 6, 7, 8, 9 классы)

Авторы: Биктимирова Л. И., Гродницкий Д. Л., Зубковская И. Б., Новикова Л. И., Степанченко Ю. В.


Пояснительная записка

Данная программа предназначена для реализации обязательного минимума содержания по предмету «Природа и экология Красноярского края», утвержденного законом Красноярского края о национально-региональном компоненте общего образования

Концептуальными основаниями отбора предметного содержания в данной программе являются следующие идеи:

В связи с этим содержание программы направлено на формирование у школьника прежде всего экологической культуры посредством реализации следующих образовательных целей и задач

Цели:

Задачи:

Основные разделы программы:

Формы занятий. Фронтальные учебные занятия. Выполнение учащимися индивидуальных и групповых исследовательских и творческих работ: разработка и выполнение проектов, создание фотоальбомов, видеороликов и компьютерных презентаций, составление рефератов, проведение конференций, сбор гербариев, коллекций насекомых, минералов и горных пород, выращивание растений и разведение животных, оформление классов и экспозиций школьного музея

Примечание

В 6 классе региональный компонент основного общего образования «Природа и экология Красноярского края» является дополнением к нормативам федерального компонента по биологии и географии и позволяет углубить знания учащихся по этим предметам на региональном содержании

В 5 – 8 классах возможна интеграция НРК в полевую практику, которая проводится на заключительных этапах обучения в каждом классе основной школы и обеспечивает разнообразную общественно полезную деятельность учащихся по изучению и сбережению природы своей местности. Полевая практика проводится обычно на пришкольном участке или в ближайшем от школы природном сообществе (в парке, водоеме, на лугу) и строится в соответствии с местными условиями

Темы экскурсий и практических работ могут быть изменены или заменены аналогичными в соответствии с возможностями конкретной школы

В начало

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(158 часов)

5 класс (18 часов)

Разнообразие и богатство природы края

Тема 1. Наш край: вид из космоса (4 часа)

Обширность размеров территории края. Географическое положение. Рельеф. Горы: Восточный и Западный Саяны, Кузнецкий Алатау, Средне-Сибирское плоскогорье, плато Путорана, горы Бырранга. Минусинская котловина. Климат. Вечная мерзлота. Острова Карского моря

Водные артерии: Енисей, Ангара, Подкаменная и Нижняя Тунгуски, Курейка, Хантайка. Водоемы местности

Тема 2. Природные системы региона (6 часов)

Биогеографическая зональность. Экосистемы природных зон края: арктической пустыни, тундры, тайги, лиственного леса, степи, горной тайги. Водные экосистемы (моря, озера, реки). Взаимосвязи компонентов в экосистемах и разных экосистем между собой

Растения лесов, водоемов, болот, лугов, степей. Лесообразующие породы деревьев: лиственница, пихта, ель, кедр, береза, осина

Животный мир лесов (бурый медведь, волк, лось, заяц-беляк, белка, бурундук, соболь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, дятлы и др.), степей (суслик, степной орел, гадюка и др.), рек и озер (водные членистоногие, таймень, осетр, стерлядь, хариус, сиг, окунь, карась, водоплавающие птицы, кулик и др.), морей (морж, тюлени, белый медведь, планктон)

Тема 3. Природа – наше богатство (4 часа)

Богатство красноярской земли. Месторождения полезных ископаемых (нефть, уголь, газ, металлические руды, мрамор). Применение полезных ископаемых. Правила разработки недр

Лесозаготовки в крае. Применение древесины. Естественное и искусственное возобновление леса. Лесные пожары в крае: объемы, причины, тушение. Естественные вредители леса: сибирский шелкопряд и др. Правила использования леса

Транспорт и промышленность в крае; их значение в жизни человека и влияние на природные системы (загрязнение воздуха и воды, нарушение речного стока, влияние на миграции зверей и рыб)

Необходимость сохранения природных богатств края. Охрана живой природы. Заповедники

Практическая работа (1 час): Составление характеристики экологической тропы

Экскурсии (3 часа):

  1. Поход в лес (изучение взаимосвязи компонентов лесной экосистемы)
  2. Поход к местам разработки месторождений (карьерам)
  3. Поход к реке. Роль реки в жизни человека

В начало

6 класс (70 часов)

Географические особенности Красноярского края (35 часов)

Тема 1. Географическое положение (2 часа)

Введение. Характеристика расположения Красноярского края на географической карте. Природные границы, крайние точки. Характеристика своей местности по плану

Тема 2. Рельеф (5 часов)

Современный рельеф Красноярского края как результат взаимодействия внутренних и внешних процессов. Основные формы рельефа территории края: горы и равнины, их различие по абсолютной высоте. Изображение форм рельефа на физической карте. Понятие о горных породах Красноярского края и своей местности: осадочных, магматических и метаморфических. Особенности их залегания. Роль рельефа в жизни людей своей местности. Изменение рельефа края под воздействием хозяйственной деятельности человека. Профессия геолога

Тема 3. Атмосферные явления на территории края (7 часов)

Климат края. Влияние географической широты, абсолютной высоты, Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов на климат Красноярского края. Атмосферное давление, изменение его с высотой и зависимость от температуры

Преобладающие ветры. Определение направления и силы ветра по флюгеру и местным признакам. Роза ветров своей местности

Количество и режим осадков в крае. Облачность, типы облаков и осадки в своей местности

Погода и причины ее изменений в Красноярском крае. Преобладающие типы погоды. Климатические показатели Красноярского края: средняя температура воздуха (за сутки, месяц, год, многолетняя), абсолютный минимум и максимум температуры. График температуры. Амплитуда колебания температуры. Годовой ход температуры воздуха. Предсказание погоды по местным признакам. Профессия метеоролога

Тема 4. Воды Красноярского края (6 часов)

Общая характеристика вод края: воды суши (подземные и поверхностные), моря Северного Ледовитого океана (Лаптевых, Карское)

Крупные речные системы: Енисей и его притоки, притоки Оби. Влияние рельефа на характер течения рек края. Режим рек: половодье, паводок, межень, ледостав. Плотины (Саяно-Шушенская, Красноярская и другие) и их влияние на природу и жизнь человека

Озера края (Таймыр, Лама, Хантайское, Кызыкуль, Учум, Шира, Тагарское и другие). Происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер. Водохранилища

Ледники на территории края, их образование и значение

Подземные воды. Минеральные воды (Кожановская, Красноярская, Тагарская и другие), их использование человеком. Профессия гидролога

Обеспеченность края и своего населенного пункта пресной водой. Влияние качества воды на здоровье людей

Тема 5. Почвы края (2 часа)

Преобладающие типы и свойства (содержание перегноя, механический состав, структура, влажность) почв края и своей местности. Использование почв человеком и последствия пользования почвами

Тема 6. Взаимосвязь природных компонентов (5 часов)

Природные комплексы арктических пустынь, тундры, лесотундры, лесов умеренного пояса (тайги), лесостепей и степей Красноярского края. Обусловленность своеобразия и разнообразия растительного и животного мира природными факторами (количество солнечного тепла и света, количества влаги, рельефа). Взаимосвязь компонентов природных комплексов

Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения края: тип жилища, особенности питания, одежды, традиционные промыслы

Уникальность и своеобразие природных компонентов края, памятники природы

Практические работы (6 часов):

  1. Построение плана участка местности
  2. Обозначение на контурной карте географических координат (мыса Челюскин, географического центра России, крайних точек, г. Красноярска), административных единиц Красноярского края, соседних регионов
  3. Сбор и определение образцов горных пород и минералов
  4. Анализ климатических карт Красноярского края
  5. Наблюдение за погодой. Фенологические наблюдения
  6. Описание природного комплекса (по выбору)

Экскурсии (2 часа):

  1. Поход на открытый участок территории для изучения рельефа своей местности
  2. Посещение метеостанции (гидрологической службы)

Растительный мир Красноярского края (35 часов)

Тема 1. Растения в экосистемах (8 часов)

Среды жизни растений и их региональная специфика. Климатическая обусловленность типов растительности, особенности мерзлотных и аридных зон, влияние рельефа (остепнение, дождевая тень). Экологические группы растений. Приспособления растений к экстремальным условиям (север, горы)

Организация и использование фенологических наблюдений в практической деятельности. Влияние загрязнителей природной среды (в том числе мутагенов) на рост и развитие растений

Тема 2. Многообразие растений края (13 часов)

Использование понятия вида и его критериев в изучении видового многообразия растений в крае и конкретной местности. Видовое разнообразие растений в крае. Изучение различных популяций, их структуры. Изучение систематики и классификации растений на примере растений края и местности. Определение растений различных семейств конкретной местности. Камеральная обработка растений. Ядовитые растения и грибы, последствия отравления организма и меры безопасности. Редкие растения и растения, занесенные в Красную книгу Красноярского края

Тема 3. Растительные сообщества (6 часов)

Использование понятия сообщества и его структуры для изучения растительных сообществ края и конкретной местности. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества в крае. Агроэкосистемы края (своей местности), сравнение агроценозов с природными экосистемами. Интродукция растений в региональные экосистемы. Селекция, выведение новых сортов в крае, районированные сорта

Практические работы (6 часов):

  1. Наблюдение за ростом и развитием растений
  2. Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений
  3. Опыты по изучению состава почвы
  4. Распознавание съедобных и ядовитых грибов
  5. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности
  6. Изучение экологических групп растений

Экскурсии (2 часа):

  1. Поход в природу для изучения жизненных форм растений и видов растительных сообществ своей местности
  2. Поход на сельскохозяйственные угодья для изучения агроценоза

В начало

7 класс (35 часов)

Ландшафты и животный мир Красноярского края (35 часов)

Тема 1. Разнообразие ландшафтов (6 часов)

Ландшафты края: естественные и антропогенные. Заповедники края как эталоны ландшафтов. Изменение ландшафтов от естественного до антропогенного. Влияние фактора разнообразия ландшафтов на жизнь и хозяйственную деятельность людей в крае

Тема 2. Многообразие животного мира (14 часов)

Разнообразие сред обитания на территории края и форм приспособленности к ним животных. Влияние абиотических, биотических и антропогенных факторов на разнообразие животных в экосистемах. Фауна арктических пустынь, тундр, лесов, степей, гор, водоемов. Взаимосвязи между животными. Пищевые цепи. Колебание численности животных

Тема 3. Охрана животных в Красноярском крае (2 часа)

Виды охраны животного мира Красноярского края. Заповедники (биосферные, российские, региональные), заказники. Животные, занесенные в Красную книгу мира, России, края

Тема 4. Эволюция и смена природных сообществ на территории края (4 часа)

Изменение климата на территории края в различные геологические эпохи. Смена сообществ живых организмов как результат естественного изменения природных условий их обитания. Изменение природных сообществ в историческое время под влиянием деятельности человека. Выводы о состоянии биоразнообразия на территории края и своей территории в настоящее время

Катастрофические природные явления: землетрясения, наводнения, вспышки численности насекомых. Катастрофические явления, вызванные человеком: прорыв плотин, производственные взрывы, атмосферное загрязнение. Меры предупреждения и снижения опасности антропогенных и природных катастроф

Практические работы (5 часов):

  1. Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных
  2. Распознавание наиболее распространенных животных своей местности
  3. Изучение жизни общественных животных своей местности
  4. Изучение коллекций местной фауны
  5. Наблюдение и изучение почвенных организмов и их роли в экосистеме

Экскурсии (4 часа):

  1. Изучение животного мира водоема
  2. Поход в лесничество (охотничье хозяйство, краеведческий музей)
  3. Поход в заповедник (заказник)
  4. Изучение типичного ландшафта своей местности

В начало

8 класс (17 часов)

Человек и природа края

Тема 1. Общая характеристика природной среды обитания человека в крае (2 часа)

Разнообразие природных условий края (количество солнечной радиации, рельеф, климатические условия) и их влияние на жизнь и быт человека. Специфика естественной экологической взаимосвязи человека с природными факторами, абиотическими и биотическими компонентами экосистем

Тема 2. Адаптация человека к условиям природы края (2 часа)

Жизнь человека в экосистемах различных природных зон края (в арктической пустыне, тундре, тайге, лесостепи, степи, в горах). Экстремальные факторы природной среды в крае, их влияние на организм человека (резкие перепады температуры, атмосферного давления). Проблемы физиологической адаптации и акклиматизации человека в Сибири и на Крайнем Севере и их решение

Тема 3. Особенности химического состава природных систем края (4 часа)

Природные воды края. Объем и состав воды естественных пресных водоемов (подземных источников, рек и озер). Жесткость воды и меры снижения жесткости. Минерализованные воды. Лечебные воды. Правила использования питьевой воды. Типы загрязнения воды. Способы очистки природной воды от естественных и антропогенных примесей и загрязнений

Особенности химического состава почв края и пути его улучшения

Характеристика природного радиационного фона в крае

Тема 4. Характеристика населения края и его здоровья (3 часа)

Численность населения края и его динамика. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Национальный состав. Миграции населения. Формы расселения. Городские и сельские поселения, их типы. Возрастной и половой состав населения Красноярского края. Трудовые ресурсы

Общая характеристика здоровья жителей Красноярского края. Компоненты и факторы индивидуального здоровья жителя края. Экологические и медико-социальные проблемы здоровья населения Красноярского края. Анализ динамики здоровья жителей края

Практические работы (6 часов):

  1. Анализ таблиц и составление графиков динамики численности населения края
  2. Микросоциологические исследования: «Выявление отношения населения своей местности к природе», «Стресс и стрессовое состояние»
  3. Анализ физиологических показателей индивидуального здоровья
  4. Изучение качества воды. Анализ воды на ионы и взвешенные частицы. Удаление жесткости воды
  5. Изучение основных источников загрязнения питьевой воды своей местности
  6. Изучение химического состава почвы

В начало

9 класс (17 часов)

Основы рационального использования природных богатств края

Тема 1. Общая характеристика хозяйства в крае (2 часа)

Общий обзор природных ресурсов края. Классификация ресурсов. Ресурсы экосистем и полезные ископаемые земных недр. Ресурсы неорганические и органические. Возобновимые и частично возобновимые ресурсы. Общая характеристика производственных процессов по переработке природных ресурсов края. Территориальная организация хозяйства. Природные и хозяйственные контрасты севера и юга. Производственные связи и проблемы развития хозяйства. Размещение и проблемы развития ТПК. Место и роль экономики края в экономике России. Инфраструктурный комплекс. Внешние экономические связи Красноярского края

Тема 2. Использование ресурсов природных экосистем (2 часа)

Использование лесных богатств края. Химико-лесной комплекс. Лесная промышленность и деревообрабатывающие предприятия. Заготовка пушнины. Проблемы переэксплуатации лесных экосистем. Пути рационального использования лесных ресурсов

Сельское хозяйство края. Растениеводство и проблемы снижения плодородия почв. Животноводство в крае. Проблемы переэксплуатации пастбищ. Деградация почв. Пути рационального использования ресурсов степных и лесостепных экосистем

Рыбное хозяйство. Промысловый лов на реках и озерах края. Разведение рыбы. Водопользование. Пути рационального использования водных ресурсов и рыбных богатств

Добыча дикорастущих растений в пищевых (папоротника, ягод, орехов) и лекарственных целях. Рекреационный комплекс и его рациональная эксплуатация

Тема 3. Использование богатства земных недр (4 часа)

Добыча полезных ископаемых. Запасы и добыча углеводородного сырья: нефти, угля, газа. Запасы и добыча минерального сырья: металлов, оксидов и солей. Проблемы отвалов при добыче минерального сырья. Железо, алюминий, кобальт, молибден, медь, никель, свинец, золото, платина. Месторождения, запасы, переработка. Металлургический комплекс. Машиностроительный комплекс. Конверсия оборонных предприятий. Проблемы загрязнения природной среды и пути рационализации металлургических производств. Обзор полезных солей красноярской земли. Минеральные источники: состав вод, лечебная значимость, размещение на территории края. Фосфаты, силикаты, карбонаты. Добыча мрамора. Производство фосфорных удобрений, цемента, мела, известняка, получение извести, стекла. Проблемы загрязнения природной среды и пути рационализации использования солей

Нефть, природный газ, каменный уголь. Размещение месторождений, добыча и переработка. Проблемы комплексного использования углеводородного сырья и снижения нагрузки на природные системы при добыче, транспортировке и их переработке. Основа развития экономики края - ТЭК. Топливная промышленность. Проблемы и перспективы развития ТЭК

Наука в крае. Академическая и прикладная наука. Научно-исследовательские институты. Размещение, направления научных исследований. Вклад науки края в рационализацию природопользования

Тема 3. Современное состояние природных систем и характер антропогенного воздействия на них (3 часа)

Состояние воздушного бассейна на территории края. Загрязнение воздуха – масштабы, степень, виды, источники. Оценка ежегодных объемов выбросов парниковых газов, производимых в крае, в планетном масштабе. Смог в городах. Влияние кислотных дождей на природу края

Воды края в системе мирового океана. Енисей как часть мирового океана. Объемы и состав вод Енисея. Виды и масштабы перемещаемых в океан веществ. Водопользование. Состояние водной системы края. Источники, степень, масштабы и виды загрязнения. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС в свете Волжского опыта. Проблемы Красноярского водохранилища (биологическое, химическое загрязнение)

Почвы края как часть почвенного фонда планеты. Особенности химического состава почв в крае, состав, кислотно-щелочной баланс. Деградация почвенного массива. Антропогенное воздействие на почвы: промышленное и бытовое загрязнение, изменение кислотности, внесение избытка удобрений, засоление, эрозия, переэксплуатация

Практические работы (6 часов):

  1. Измерение и оценка объемов выбросов парниковых и кислотных газов
  2. Изучение кислотности осадков и водоема
  3. Изучение способов очистки природной воды
  4. Работа с контурной картой: составление картосхемы размещения крупных предприятий Красноярского края и хозяйственных связей между ними
  5. Экономико-географическая характеристика промышленных, сельско-хозяйственных и рекреационных районов
  6. Игровое моделирование по решению проблем развития хозяйства и социально- экономической ситуации

Экскурсия (1 час) на промышленное предприятие

В начало

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» ученик должен овладеть следующими ключевыми компетенциями (предметными и общеучебными навыками):

Познавательная компетенция: освоить систему знаний о своеобразии природы Красноярского края, единстве и взаимосвязи ее компонентов, особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в различных природных условиях региона, уметь работать с объектами природы (определять и систематизировать, оценивать состояние окружающей среды)

Информационно-коммуникативная компетенция: уметь использовать различные источники информации для разработки и реализации учебных проектов, нацеленных на оптимизацию условий жизни людей в своей местности

Рефлексивная компетенция: осознавать ценность природных богатств Красноярского края и выполнять требования рационального природопользования



К оглавлению | На главную