Программа учебного предмета

«ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

для общеобразовательных учреждений (5, 6, 7, 8, 9 классы)

Авторы: Л. Ю. Ларионова, В. И. Тесленко, И. А. Дроздова, Е. А. Галкина, О. Ю. Елин,
Е. Н. Прохорчук, Р. В. Митрохин


Пояснительная записка

«Природа и экология Красноярского края» является одним из предметов школьного обучения, утверждённым Законом Красноярского края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» от 25 июня 2004 г., Законом Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае»

Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Программа направлена на становление у учащихся следующих ключевых компетенций:

Обязательные результаты изучения курса «Природа и экология Красноярского края» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья

Программа является пропедевтическим курсом для следующих предметов: географии, физики, химии, биологии. В ней отражены характеристики территории, в которой имеет место изучение объектов, явлений и процессов природной среды Красноярского края, их своеобразия, экологических проблем, особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей, проживающих на территории края

Структура программы содержит одиннадцать разделов, которые распределены по классам с учётом межпредметных связей с дисциплинами федерального компонента и курсами национально-регионального компонента. Их названия определяют главную идею темы, которая раскрывается при изучении компонентов природного комплекса края и населения. Количество часов распределено по классам в соответствии с объёмом содержания и необходимостью экскурсионных выходов выполнения практических работ на местности. Каждый раздел содержит перечень видов практической деятельности и самостоятельной работы учащихся творческого характера в рубриках «Практические работы» и «Проектная деятельность»

Курс рассчитан на 158 часов и изучается в с 5-го по 9-й классы. Согласно базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений распределение по классам таково:

Примерное распределение часов по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края»

Класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Число часов 18 70 35 18 17

В 5 классе интегрируются знания из области географии и физики, отражающие региональные особенности края, связанные с его географическим положением

В 6 классе преобладает географо-биологическая направленность курса. Здесь закладываются основы геологических знаний о процессах, формирующих рельеф края и богатстве его недр, о природных зонах края и характерных для них объектов живой и неживой природы

В 7 классе содержание курса связано с изучением природоохранных вопросов и явлений природы, вызывающих катастрофические последствия в крае для людей и хозяйственных объектов

В 8 классе преобладает экологическое содержание, где раскрывается влияние техногенной среды на состояние природы края

В 9 классе изучается природная среда и производственная деятельность людей как фактор состояния здоровья жителей Красноярского края. Демографические процессы, происходящие в крае

В содержание ряда тем включаются практические работы и экскурсии, которые целесообразно планировать в рамках отведённых часов на соответствующие разделы. Резерв времени может составить на весь курс 10 часов

В начало

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(158 часов)

5 класс (18 часов)

1. Визитная карточка (2 часа)

Место края на карте России. Площадь. Герб. Флаг. Численность населения. Красноярск - центр края. Административно-территориальное деление: автономные округа, районы. Природные и общественные символы края (заповедник «Столбы», река Енисей, Красноярская ГЭС, «Норильский никель»). Край сурового климата, богатства недр, гидроресурсов, лесов

Отрабатываемые умения и навыки: поиск отличительных характеристик края; участие в коллективной дискуссии

2. Красноярский край – большая земля (4 часа)

Географическое положение края на карте страны, материка. Морские и сухопутные границы. Мыс Челюскин – самая северная точка края, страны, Евразии. Таймыр – самый большой полуостров России. Географический центр России. Енисей – собиратель земель Красноярских. Северная Земля – последнее географическое открытие ХХ века. Моря, омывающие берега края

Практическая работа: нанести на контурную карту России: границы края, его «соседей», п-ов Таймыр, м. Челюскин, р. Енисей, моря Карское и Лаптевых, географический центр России, г. Красноярск и свой населённый пункт

Отрабатываемые умения и навыки: определение границ края; индивидуальная работа с контурной картой; публичное выступление

3. Воздушный океан края (12 часов)

Аэротерритория края. Край суровой зимы и жаркого лета. Времена года. Их характеристика: продолжительность, условия тепла, характер выпадения осадков (в том числе, роса, туман, снег, гроза), виды облаков, направление ветра. Атмосферные явления, наблюдаемые в крае: Северное сияние, заморозки, гололёд, гололедица, снежные бури, магнитные бури, хиус, метель, радуга. Полярный день и полярная ночь. Сезонные изменения в живой природе на разных территориях края

Практические работы:

1. Проведение экспериментов «Смена дня и ночи», «Полярное сияние», «Радуга»
2. Составление бюллетеня погоды за день, неделю, месяц
3. Ведение фенологического дневника

Отрабатываемые умения и навыки: называть явления природы, наблюдаемые в крае; планировать и проводить наблюдения; объяснять результаты наблюдений; работа в группе; анализ удач и ошибок при проведении опытов и практических работ

В начало

6 класс (70 часов)

1. Облик земли Красноярской (18 часов)

Горы и равнины Красноярского края. История природы на территории края. Явления землетрясений, выветривания, образования карстовых пещер, оврагов, многолетняя мерзлота

Минералы и горные породы, распространённые на территории края. Полезные ископаемые. Уникальные месторождения Тунгусского каменного угля, Канско-Ачинского бурого угля, Норильских медно-никелевых руд, Ногинского графита, исландского шпата (Эвенкия), Олимпиадинского золота

Практические работы:

1. Нанести на контурную карту Средне-Сибирское плоскогорье, Северо-Сибирскую низменность, Западно-Сибирскую равнину (в пределах Красноярского края), горы Бырранга, Саяны, подписать их максимальные высоты
2. Нанести на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых края
3. Экскурсия в геологический музей или подготовка сообщения о полезных ископаемых своей местности
4. Проведение экспериментов: «Метаморфизм», «Образование осадочных пород», «Складкообразование», «Землетрясение»
5. Работа с минералами и горными породами: определение по внешнему виду наиболее распространённых в своей местности

Отрабатываемые умения и навыки: называть и показывать на карте горы и равнины края, месторождения полезных ископаемых; планировать и выполнять элементарные опыты; работать с контурной картой; коммуникативные навыки – работа в группе; слушание других; публичные выступления

2. От полярных широт до Саянских вершин (35 часов)

Внешний облик природных зон края (арктическая пустыня, тундра, лесотундра, тайга, подтайга - зона высокотравных лесов, лесостепь, степь). Природа гор

Почвенный покров. Основные типы растительных сообществ природных зон края. Особенности и биологическое разнообразие животного мира природных зон

Плодородие. Основные сельскохозяйственные культуры, их биологические особенности и агротехника возделывания на территории Красноярского края. Влияние удобрений на урожайность сельскохозяйственных растений. Виды и нормы внесения удобрений. Пестициды

Почва – среда жизни организмов. Приспособления живых организмов к обитанию в почве. Роль живых организмов в почвообразовании: бактерий, грибов, дождевых червей. Лишайники – пионеры почвообразования. Многообразие лишайников в Красноярском крае

Эрозия почв. Районы Красноярского края, подверженные эрозионным процессам. Причины эрозии и защитные мероприятия

Лекарственные растения. Ядовитые растения и грибы

Промыслово-охотничьи ресурсы. Животные, опасные для человека

Редкие и исчезающие виды растений и животных, занесённые в Красную книгу Красноярского края

Практические работы:

1. Анализ почв своей местности: цвет, механический состав, кислотность, влажность
2. Нормы и правила внесения удобрений (на примере комнатных растений)
3. Выяснение роли дождевых червей в почвообразовании
4. Определение нитратов в овощах, выращенных на разных почвах своей местности
5. Определение растений и животных своей местности с использованием атласа-определителя

Практические работы на местности:

1. Изучение местных видов лишайников
2. Экскурсия на овраг
3. Экскурсия в музей (экспозиция «Животный и растительный мир»)
4. Экскурсия в ботанический сад, зоопарк

Проектная деятельность:

1. Составить проект «Останови овраг!»
2. Составить буклет «Лекарственные растения своей местности. Правила сбора, хранения и применения»
3. Разработать памятку грибника
4. Разработать памятку «Правила поведения при встрече с опасными животными на местности»
5. Оформить стенд «Редкие и исчезающие виды растений и животных Красноярского края»
6. Подготовить рефераты на тему «Акклиматизированные виды животных», «Районированные сорта сельскохозяйственных растений Красноярского края»

Отрабатываемые умения и навыки: поиск отличительных характеристик природных зон края; сравнение по внешнему облику представителей организмов растений, животных, грибов; работа с атласом-определителем; работа в группе, планирование своих действий; применение правил к конкретным ситуациям

3. Енисей-Батюшка и его друзья (17 часов)

Главные реки края: Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Ангара, Хатанга, Пясина, Таймыра, Чулым. Питание и режим северных рек и рек юга края. Понятия «торосы», «шуга». Перенос реками твердых частиц. Озера края. Характеристика озер Таймырского полуострова и плато Путорана. Лечебные озёра Назаровской и Минусинской котловин. Хантайское, Красноярское, Саяно-Шушенское водохранилища. Болота, их роль в природе, распространение. Химизм поверхностных вод. Подземные и минеральные воды. Кожановское и Тагарское месторождения минеральных вод. Покровные ледники Северной Земли, горные ледники Бырранга и плато Путорана, снежники Саян

Вода – среда жизни организмов. Приспособленность живых организмов к обитанию в водной среде. Видовой состав рыб рек и озёр Красноярского края. Промысловые виды рыб. Охрана и возобновление рыбных богатств. Животные арктических морей

Практические работы:

1.Обозначить на контурной карте главные реки края и реку, на которой стоит ваш населенный пункт, стрелками показать направление их течений
2. Составить описание реки своей местности по плану: 1) название реки; 2) где берёт начало; 3) в каком направлении течёт; 4) куда впадает; 5) к бассейну какого океана принадлежит; 6) источник питания; 7) характер течения; 8) как используется в хозяйственной деятельности
3. Провести эксперименты «Состав и свойства воды»
4. Изучить способы очистки воды

Практическая работа на местности: Экскурсия на ближайший водоём

Проектная деятельность: Составить стенд «Портрет моей реки (озера)»

Отрабатываемые умения и навыки: называть и показывать на карте главные реки края; озера; работа в группе

В начало

7 класс (35 часов)

1. Нам дорога природа края (20 часов)

Система охраняемых территорий и объектов, история ее формирования. Заповедники Красноярского края (Таймырский, Путоранский, Центрально-Сибирский, «Столбы», Саяно-Шушенский), их характеристика. Уникальность природных охраняемых объектов. Заказники на территории края. Национальные парки («Шушенский бор»). Биологические станции. Ботанические сады. Памятники природы. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Музей-заповедник. Зеленые зоны

Практические работы на местности:

1. Экскурсия в ближайший природно-охранный объект от места проживания (национальный парк, заповедник, заказник, памятник природы)
2. Экскурсия на городские и загородные природные объекты с проведением природоохранных мероприятий

Проектная деятельность:

1. Составить свод правил поведения в природе
2. Составить буклеты «По заповедникам Красноярского края», «Памятники природы своей местности»
3. Разработать рекламный проспект «Лечебно-оздоровительные возможности нашей местности»

Отрабатываемые умения и навыки: название и обоснование роли заповедников, заказников, национальных парков, ботанических садов для сохранения многообразия видов; анализ ситуаций; участие в коллективной дискуссии, проектная деятельность

2. «Сюрпризы» нашей природы (15 часов)

Катастрофические явления природы в крае: снежные бури, ураганы, наводнения, дождевые паводки, ледяные торосы, снегопады, град, лесные пожары, землетрясения. Причины их возникновения, влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей и меры снижения их неблагоприятных последствий. Защита населения от стихийных природных явлений

Практические работы и проектная деятельность:

1. Составить каталог явлений с их кратким описанием и указанием территорий в Красноярском крае, где чаще всего они наблюдаются
2. Разработать в виде сигналов-символов правила поведения при возникновении стихийных природных явлений, характерных для своей местности

Отрабатываемые умения и навыки: название и объяснение природных явлений; планирование действий при возникновении стихийных ситуаций; анализ удач и ошибок своего и чужого поведения; применение правил к конкретным ситуациям; принятие и обсуждение решений

В начало

8 класс (17 часов)

1. Наш край - наш дом (18 часов)

Воздействие промышленных, сельскохозяйственных предприятий, транспорта, ЖКХ на состояние окружающей среды Красноярского края. Транспорт (автомобильный, воздушный, речной, железнодорожный). Тепловые и электрические двигатели. Радиационная обстановка. Отходы производства и потребления. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Кислотные дожди. Меры по сохранению природы и защите населения от стихийных техногенных явлений

Практические работы:

1. Определение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде, почве, воздухе
2. Изготовление и применение средств индивидуальной защиты в случаях чрезвычайных ситуаций

Практическая работа на местности: экскурсия на местное промышленное, сельскохозяйственное, транспортное предприятие, очистные сооружения

Проектная деятельность:

1. Составить проект на конкурс лучшего двора, дома, сквера и др.
2. Подготовить выставку «Отходы в доходы»

Отрабатываемые умения и навыки: прогнозировать изменения природных объектов под воздействием человеческой деятельности; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидроэлектростанций

В начало

9 класс (17 часов)

1. Сибиряк и его здоровье (10 часов)

Здоровье населения и окружающая среда. Природные факторы и их влияние на здоровье жителей Красноярского края: йододефицит, ультрафиолетовый дефицит, продолжительность морозного периода и низких температур, природно-очаговые инфекции. Адаптация человека к экстремальным природным условиям. Профилактика заболеваний. Здоровое питание

Влияние производственной и бытовой деятельности людей на качество атмосферного воздуха, воды, почвы и здоровье населения

Практические работы:

1. Исследование табачного дыма
2. Измерение уровня углекислого газа в атмосфере, при горении, в выдыхаемом воздухе

Проектная деятельность:

1. Составить карты здоровья ученика, класса, школы
2. Составить проект «Экологический комфорт школы»
3. Разработать меню для школьной столовой с учётом потребностей организма в конкретных природных условиях на примере своей местности

Отрабатываемые умения и навыки: объяснять зависимость здоровья от образа жизни; связь здоровья и состояния окружающей среды, здоровья и среды обитания; использовать знания для описания последствий деятельности человека; анализ общественных проблем; аргументация своей позиции; планирование действий; обосновывать вредное влияние употребления алкоголя, наркотиков, курения на организм человека, приемы профилактики заболеваний

2. Семейный альбом (7 часов)

Численность и плотность населения. Транссиб – главная полоса расселения края. Изменение численности населения и его причины. Наиболее плотно заселённые и малозаселённые территории края. Соотношение мужского и женского населения. Возрастные группы людей. Национальный состав населения края. Коренные малочисленные народы

Городское и сельское население. Города края, их роль в хозяйственной, культурной, общественной жизни края. Особенности сельских поселений

Практические работы:

1. Составить демографический «портрет» семьи
2. Нанести на контурную карту населённые пункты – административные центры районов края

Практическая работа на местности: Экскурсия по городу и в местный краеведческий музей (знакомство с экспозицией «Население»)

Проектная деятельность: Составить прогноз изменения численности населения в крае, своём населённом пункте

Отрабатываемые умения и навыки: объяснять динамику численности населения; направление миграций; различия в степени заселенности отдельных территорий; прогнозировать тенденции изменения возрастного состава населения по данным об изменении прироста населения; коммуникативные навыки

В начало

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" обучающийся должен:



К оглавлению | На главную