«Природа и экология Красноярского края» является одним из предметов школьного обучения, утверждённым Законом Красноярского края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» от 25 июня 2004 г., Законом Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае»
Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Программа направлена на становление у учащихся следующих ключевых компетенций:
Обязательные результаты изучения курса «Природа и экология Красноярского края» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья
Программа является пропедевтическим курсом для следующих предметов: географии, физики, химии, биологии. В ней отражены характеристики территории, в которой имеет место изучение объектов, явлений и процессов природной среды Красноярского края, их своеобразия, экологических проблем, особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей, проживающих на территории края
Структура программы содержит одиннадцать разделов, которые распределены по классам с учётом межпредметных связей с дисциплинами федерального компонента и курсами национально-регионального компонента. Их названия определяют главную идею темы, которая раскрывается при изучении компонентов природного комплекса края и населения. Количество часов распределено по классам в соответствии с объёмом содержания и необходимостью экскурсионных выходов выполнения практических работ на местности. Каждый раздел содержит перечень видов практической деятельности и самостоятельной работы учащихся творческого характера в рубриках «Практические работы» и «Проектная деятельность»
Курс рассчитан на 158 часов и изучается в с 5-го по 9-й классы. Согласно базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений распределение по классам таково:
Класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Число часов | 18 | 70 | 35 | 18 | 17 |
В 5 классе интегрируются знания из области географии и физики, отражающие региональные особенности края, связанные с его географическим положением
В 6 классе преобладает географо-биологическая направленность курса. Здесь закладываются основы геологических знаний о процессах, формирующих рельеф края и богатстве его недр, о природных зонах края и характерных для них объектов живой и неживой природы
В 7 классе содержание курса связано с изучением природоохранных вопросов и явлений природы, вызывающих катастрофические последствия в крае для людей и хозяйственных объектов
В 8 классе преобладает экологическое содержание, где раскрывается влияние техногенной среды на состояние природы края
В 9 классе изучается природная среда и производственная деятельность людей как фактор состояния здоровья жителей Красноярского края. Демографические процессы, происходящие в крае
В содержание ряда тем включаются практические работы и экскурсии, которые целесообразно планировать в рамках отведённых часов на соответствующие разделы. Резерв времени может составить на весь курс 10 часов
1. Визитная карточка (2 часа)
Место края на карте России. Площадь. Герб. Флаг. Численность населения. Красноярск - центр края. Административно-территориальное деление: автономные округа, районы. Природные и общественные символы края (заповедник «Столбы», река Енисей, Красноярская ГЭС, «Норильский никель»). Край сурового климата, богатства недр, гидроресурсов, лесов
Отрабатываемые умения и навыки: поиск отличительных характеристик края; участие в коллективной дискуссии
2. Красноярский край – большая земля (4 часа)
Географическое положение края на карте страны, материка. Морские и сухопутные границы. Мыс Челюскин – самая северная точка края, страны, Евразии. Таймыр – самый большой полуостров России. Географический центр России. Енисей – собиратель земель Красноярских. Северная Земля – последнее географическое открытие ХХ века. Моря, омывающие берега края
Практическая работа:
нанести на контурную карту России: границы края, его «соседей», п-ов Таймыр, м. Челюскин, р. Енисей, моря Карское и Лаптевых, географический центр России, г. Красноярск и свой населённый пункт
Отрабатываемые умения и навыки: определение границ края; индивидуальная работа с контурной картой; публичное выступление
3. Воздушный океан края (12 часов)
Аэротерритория края. Край суровой зимы и жаркого лета. Времена года. Их характеристика: продолжительность, условия тепла, характер выпадения осадков (в том числе, роса, туман, снег, гроза), виды облаков, направление ветра. Атмосферные явления, наблюдаемые в крае: Северное сияние, заморозки, гололёд, гололедица, снежные бури, магнитные бури, хиус, метель, радуга. Полярный день и полярная ночь. Сезонные изменения в живой природе на разных территориях края
Практические работы:
1. Проведение экспериментов «Смена дня и ночи», «Полярное сияние», «Радуга»
2. Составление бюллетеня погоды за день, неделю, месяц
3. Ведение фенологического дневника
Отрабатываемые умения и навыки: называть явления природы, наблюдаемые в крае; планировать и проводить наблюдения; объяснять результаты наблюдений; работа в группе; анализ удач и ошибок при проведении опытов и практических работ
1. Облик земли Красноярской (18 часов)
Горы и равнины Красноярского края. История природы на территории края. Явления землетрясений, выветривания, образования карстовых пещер, оврагов, многолетняя мерзлота
Минералы и горные породы, распространённые на территории края. Полезные ископаемые. Уникальные месторождения Тунгусского каменного угля, Канско-Ачинского бурого угля, Норильских медно-никелевых руд, Ногинского графита, исландского шпата (Эвенкия), Олимпиадинского золота
Практические работы:
1. Нанести на контурную карту Средне-Сибирское плоскогорье, Северо-Сибирскую низменность, Западно-Сибирскую равнину (в пределах Красноярского края), горы Бырранга, Саяны, подписать их максимальные высоты
2. Нанести на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых края
3. Экскурсия в геологический музей или подготовка сообщения о полезных ископаемых своей местности
4. Проведение экспериментов: «Метаморфизм», «Образование осадочных пород», «Складкообразование», «Землетрясение»
5. Работа с минералами и горными породами: определение по внешнему виду наиболее распространённых в своей местности
Отрабатываемые умения и навыки: называть и показывать на карте горы и равнины края, месторождения полезных ископаемых; планировать и выполнять элементарные опыты; работать с контурной картой; коммуникативные навыки – работа в группе; слушание других; публичные выступления
2. От полярных широт до Саянских вершин (35 часов)
Внешний облик природных зон края (арктическая пустыня, тундра, лесотундра, тайга, подтайга - зона высокотравных лесов, лесостепь, степь). Природа гор
Почвенный покров. Основные типы растительных сообществ природных зон края. Особенности и биологическое разнообразие животного мира природных зон
Плодородие. Основные сельскохозяйственные культуры, их биологические особенности и агротехника возделывания на территории Красноярского края. Влияние удобрений на урожайность сельскохозяйственных растений. Виды и нормы внесения удобрений. Пестициды
Почва – среда жизни организмов. Приспособления живых организмов к обитанию в почве. Роль живых организмов в почвообразовании: бактерий, грибов, дождевых червей. Лишайники – пионеры почвообразования. Многообразие лишайников в Красноярском крае
Эрозия почв. Районы Красноярского края, подверженные эрозионным процессам. Причины эрозии и защитные мероприятия
Лекарственные растения. Ядовитые растения и грибы
Промыслово-охотничьи ресурсы. Животные, опасные для человека
Редкие и исчезающие виды растений и животных, занесённые в Красную книгу Красноярского края
Практические работы:
1. Анализ почв своей местности: цвет, механический состав, кислотность, влажность
2. Нормы и правила внесения удобрений (на примере комнатных растений)
3. Выяснение роли дождевых червей в почвообразовании
4. Определение нитратов в овощах, выращенных на разных почвах своей местности
5. Определение растений и животных своей местности с использованием атласа-определителя
Практические работы на местности:
1. Изучение местных видов лишайников
2. Экскурсия на овраг
3. Экскурсия в музей (экспозиция «Животный и растительный мир»)
4. Экскурсия в ботанический сад, зоопарк
Проектная деятельность:
1. Составить проект «Останови овраг!»
2. Составить буклет «Лекарственные растения своей местности. Правила сбора, хранения и применения»
3. Разработать памятку грибника
4. Разработать памятку «Правила поведения при встрече с опасными животными на местности»
5. Оформить стенд «Редкие и исчезающие виды растений и животных Красноярского края»
6. Подготовить рефераты на тему «Акклиматизированные виды животных», «Районированные сорта сельскохозяйственных растений Красноярского края»
Отрабатываемые умения и навыки: поиск отличительных характеристик природных зон края; сравнение по внешнему облику представителей организмов растений, животных, грибов; работа с атласом-определителем; работа в группе, планирование своих действий; применение правил к конкретным ситуациям
3. Енисей-Батюшка и его друзья (17 часов)
Главные реки края: Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Ангара, Хатанга, Пясина, Таймыра, Чулым. Питание и режим северных рек и рек юга края. Понятия «торосы», «шуга». Перенос реками твердых частиц. Озера края. Характеристика озер Таймырского полуострова и плато Путорана. Лечебные озёра Назаровской и Минусинской котловин. Хантайское, Красноярское, Саяно-Шушенское водохранилища. Болота, их роль в природе, распространение. Химизм поверхностных вод. Подземные и минеральные воды. Кожановское и Тагарское месторождения минеральных вод. Покровные ледники Северной Земли, горные ледники Бырранга и плато Путорана, снежники Саян
Вода – среда жизни организмов. Приспособленность живых организмов к обитанию в водной среде. Видовой состав рыб рек и озёр Красноярского края. Промысловые виды рыб. Охрана и возобновление рыбных богатств. Животные арктических морей
Практические работы:
1.Обозначить на контурной карте главные реки края и реку, на которой стоит ваш населенный пункт, стрелками показать направление их течений
2. Составить описание реки своей местности по плану: 1) название реки; 2) где берёт начало; 3) в каком направлении течёт; 4) куда впадает; 5) к бассейну какого океана принадлежит; 6) источник питания; 7) характер течения; 8) как используется в хозяйственной деятельности
3. Провести эксперименты «Состав и свойства воды»
4. Изучить способы очистки воды
Практическая работа на местности: Экскурсия на ближайший водоём
Проектная деятельность: Составить стенд «Портрет моей реки (озера)»
Отрабатываемые умения и навыки: называть и показывать на карте главные реки края; озера; работа в группе
1. Нам дорога природа края (20 часов)
Система охраняемых территорий и объектов, история ее формирования.
Заповедники Красноярского края (Таймырский, Путоранский, Центрально-Сибирский, «Столбы», Саяно-Шушенский), их характеристика. Уникальность природных охраняемых объектов. Заказники на территории края. Национальные парки («Шушенский бор»). Биологические станции. Ботанические сады. Памятники природы. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Музей-заповедник. Зеленые зоны
Практические работы на местности:
1. Экскурсия в ближайший природно-охранный объект от места проживания (национальный парк, заповедник, заказник, памятник природы)
2. Экскурсия на городские и загородные природные объекты с проведением природоохранных мероприятий
Проектная деятельность:
1. Составить свод правил поведения в природе
2. Составить буклеты «По заповедникам Красноярского края», «Памятники природы своей местности»
3. Разработать рекламный проспект «Лечебно-оздоровительные возможности нашей местности»
Отрабатываемые умения и навыки: название и обоснование роли заповедников, заказников, национальных парков, ботанических садов для сохранения многообразия видов; анализ ситуаций; участие в коллективной дискуссии, проектная деятельность
2. «Сюрпризы» нашей природы (15 часов)
Катастрофические явления природы в крае: снежные бури, ураганы, наводнения, дождевые паводки, ледяные торосы, снегопады, град, лесные пожары, землетрясения. Причины их возникновения, влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей и меры снижения их неблагоприятных последствий. Защита населения от стихийных природных явлений
Практические работы и проектная деятельность:
1. Составить каталог явлений с их кратким описанием и указанием территорий в Красноярском крае, где чаще всего они наблюдаются
2. Разработать в виде сигналов-символов правила поведения при возникновении стихийных природных явлений, характерных для своей местности
Отрабатываемые умения и навыки: название и объяснение природных явлений; планирование действий при возникновении стихийных ситуаций; анализ удач и ошибок своего и чужого поведения; применение правил к конкретным ситуациям; принятие и обсуждение решений
1. Наш край - наш дом (18 часов)
Воздействие промышленных, сельскохозяйственных предприятий, транспорта, ЖКХ на состояние окружающей среды Красноярского края. Транспорт (автомобильный, воздушный, речной, железнодорожный). Тепловые и электрические двигатели. Радиационная обстановка. Отходы производства и потребления. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Кислотные дожди. Меры по сохранению природы и защите населения от стихийных техногенных явлений
Практические работы:
1. Определение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде, почве, воздухе
2. Изготовление и применение средств индивидуальной защиты в случаях чрезвычайных ситуаций
Практическая работа на местности: экскурсия на местное промышленное, сельскохозяйственное, транспортное предприятие, очистные сооружения
Проектная деятельность:
1. Составить проект на конкурс лучшего двора, дома, сквера и др.
2. Подготовить выставку «Отходы в доходы»
Отрабатываемые умения и навыки: прогнозировать изменения природных объектов под воздействием человеческой деятельности; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидроэлектростанций
1. Сибиряк и его здоровье (10 часов)
Здоровье населения и окружающая среда. Природные факторы и их влияние на здоровье жителей Красноярского края: йододефицит, ультрафиолетовый дефицит, продолжительность морозного периода и низких температур, природно-очаговые инфекции. Адаптация человека к экстремальным природным условиям. Профилактика заболеваний. Здоровое питание
Влияние производственной и бытовой деятельности людей на качество атмосферного воздуха, воды, почвы и здоровье населения
Практические работы:
1. Исследование табачного дыма
2. Измерение уровня углекислого газа в атмосфере, при горении, в выдыхаемом воздухе
Проектная деятельность:
1. Составить карты здоровья ученика, класса, школы
2. Составить проект «Экологический комфорт школы»
3. Разработать меню для школьной столовой с учётом потребностей организма в конкретных природных условиях на примере своей местности
Отрабатываемые умения и навыки: объяснять зависимость здоровья от образа жизни; связь здоровья и состояния окружающей среды, здоровья и среды обитания; использовать знания для описания последствий деятельности человека; анализ общественных проблем; аргументация своей позиции; планирование действий; обосновывать вредное влияние употребления алкоголя, наркотиков, курения на организм человека, приемы профилактики заболеваний
2. Семейный альбом (7 часов)
Численность и плотность населения. Транссиб – главная полоса расселения края. Изменение численности населения и его причины. Наиболее плотно заселённые и малозаселённые территории края. Соотношение мужского и женского населения. Возрастные группы людей. Национальный состав населения края. Коренные малочисленные народы
Городское и сельское население. Города края, их роль в хозяйственной, культурной, общественной жизни края. Особенности сельских поселений
Практические работы:
1. Составить демографический «портрет» семьи
2. Нанести на контурную карту населённые пункты – административные центры районов края
Практическая работа на местности: Экскурсия по городу и в местный краеведческий музей (знакомство с экспозицией «Население»)
Проектная деятельность: Составить прогноз изменения численности населения в крае, своём населённом пункте
Отрабатываемые умения и навыки: объяснять динамику численности населения; направление миграций; различия в степени заселенности отдельных территорий; прогнозировать тенденции изменения возрастного состава населения по данным об изменении прироста населения; коммуникативные навыки
В результате изучения учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" обучающийся должен: