Из приложения к письму Агентства образования Администрации Красноярского края руководителям муниципальных органов управления образованием Красноярского края от 29.09.06 № 7422



Примерная программа по учебному предмету
«СПОРТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»

Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Спортивно-познавательный туризм» составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае.

Примерная программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Учебный предмет «Спортивно-познавательный туризм» на ступени основного общего образования при обучении обучающихся:

На изучение учебного материала по учебному предмету «Спортивно-познавательный туризм» на ступени основного общего образования региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программы общего образования, при обучении обучающихся:

Изучение учебного предмета «Спортивно-познавательный туризм» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

При реализации программы по учебному предмету «Спортивно-познавательный туризм» следует предусмотреть:

При изучении обучающимися темы «Туризм как средство ознакомления с достопримечательностями Красноярского края» раздела «Основы туристской подготовки» возможно использование следующих форм обучения: прогулки, экскурсии, проведение интегрированных уроков.

В результате изучения учебного предмета «Спортивно-познавательный туризм» обучающийся должен:

  • знать историю туризма и физкультурно-спортивного движения в Красноярском крае;
  • знать основные достопримечательности Красноярского края, объекты искусства и культуры, их создателей и их культурно-историческое значение;
  • знать музеи и музейные комплексы Красноярского края;
  • знать природные объекты, в том числе заповедники и национальные парки Красноярского края;
  • знать спортивные сооружения, социально-культурные объекты Красноярского края;
  • знать о туристских и лечебно-оздоровительных возможностях Красноярского края;
  • знать правила техники безопасности во время путешествий (походов, экскурсий), приемы страховки и самостраховки и уметь их применять;
  • знать приемы самоконтроля и уметь контролировать и оценивать свое состояние в процессе туристской деятельности и жизнедеятельности;
  • уметь подготовиться к путешествию (походу, экскурсии);
  • уметь организовать туристский быт (установить палатку, развести костер, обеспечить питание в туристском походе и другое);
  • уметь преодолевать естественные препятствия в путешествии (походе, экскурсии);
  • уметь оказывать первую доврачебную помощь различного характера во время путешествий (походов, экскурсий);
  • уметь ориентироваться на местности, используя различные способы ориентирования;
  • уметь обеспечивать собственную жизнедеятельность и жизнедеятельность окружающих в различных природно-климатических условиях.
В начало

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
при пятидневной учебной неделе (52 часа)

(5, 6, 7 классы)

5 класс (17 часов)

Основы туристской подготовки (10 часов)


Туризм – средство познания Красноярского края, средство физического развития и оздоровления. Виды туризма.

История развития туризма в Красноярском крае.

Основные достопримечательности Красноярского края: музеи и музейные комплексы.

Путешествие (экскурсия) в одно из достопримечательных мест Красноярского края (музей, музейный комплекс, заповедник, национальный парк, спортивное сооружение).

Подготовка к путешествию (походу, экскурсии): изучение литературы, знакомство с районом путешествия (похода, экскурсии), маршрутом. Определение состава группы. Распределение обязанностей.

Личное туристское снаряжение.

Ориентирование (4 часа)


Знакомство с понятием «ориентирование». Ориентирование по сторонам горизонта, основные направления на стороны горизонта.

Способы ориентирования на местности по объектам природы: по солнцу, деревьям, мху, муравейникам. Ориентирование по местным предметам. Ориентирование по компасу – определение сторон горизонта. Действия в случае потери ориентировки.

Дидактические игры, обучающие ориентированию на местности: «Краски осени», «Лесные находки», «Что за птица?», «Рассмотри и опиши», «Да и нет», «Весенний луг», «Что изменилось?», «Узнай растение по листу», «Что сначала, что потом?» и другие.

Физическая подготовка (3 часа)


Ведение дневника самоконтроля: предназначение, форма, содержание; характеристика записей.

Ходьба по местности в разных условиях: в разном темпе, в гору, под гору, с перешагиванием через естественные препятствия. Дыхание при ходьбе.

Бег в разных условиях: с изменением темпа, в гору, с горы, с преодолением естественных препятствий, по ровному грунту, по траве. Кросс на дистанцию от 300 до 3000 метров. Дыхание при беге. Бег в сочетании с ходьбой.

Преодоление препятствий разными способами: прыжком, наступая, перешагивая; перелезая, влезая, подлезая.

Подвижные игры в природных условиях: «У медведя во бору», «Охотники и зайцы», «Мыши и кот», «Волк во рву», Лягушка и цапля», «Попади в цель», «С кочки на кочку», «Не намочи ног», «Шаги тигра», «Пройди бесшумно», «Не попади в болото»

В начало

6 класс (18 часов)

Основы туристской подготовки (9 часов)


Туризм как средство формирования прикладных навыков у человека, средство ознакомления с достопримечательностями Красноярского края. Виды туризма. Спортивный туризм.

Памятники искусства и культуры Красноярского края (зодчество, архитектура и другие). Спортивные сооружения Красноярского края.

Подготовка к путешествию (походу), в том числе теоретическая (изучение литературы, знакомство с маршрутом по карте и другое). Определение цели и района путешествия (похода). Составление маршрута и плана подготовки путешествия (похода). Состав группы, распределение обязанностей. Личное туристское снаряжение, его выбор и подготовка с учётом погодных условий. Правила движения в путешествии (походе).

Организация туристского быта в однодневном походе. Движение по маршруту. План-график движения. Питьевой режим на маршруте. Организация привала; организация питания.

Обеспечение безопасности участников путешествия (похода, экскурсии).

Топография и ориентирование (6 часов)


Топография. Топографические и спортивные карты, их применение в походе. Условные знаки топографических и спортивных карт. Изображение рельефа. Планирование маршрута по топографической и спортивной карте.

Работа с компасом. Ориентирование карты и компаса. Азимут. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту.

Действия в случае потери ориентировки.

Дидактические игры, обучающие ориентированию на местности: «Что ты видел?», «Самый внимательный», «Запомни ориентиры», «Увидел – запомнил» и другие

Физическая подготовка (3 часа)


Ходьба по местности: формирование устойчивого ритма ходьбы в заданном темпе в гору, под гору по ровной поверхности. Ходьба с преодолением естественных препятствий и в других возможных усложнённых условиях. Дыхание при ходьбе.

Бег по пересечённой местности, по лесу, по песку, по воде. Бег в усложнённых условиях: со сменой направлений, спиной вперёд, с остановками, с оббеганием препятствий; прыжковый бег. Дыхание при беге. Кросс от 500 до 3000 метров.

Упражнения для развития быстроты и специфических видов координации.

Эстафеты. Сюжетные подвижные игры, проводимые в природных условиях (по выбору обучающихся, учителя). Туристская эстафета. Простейшая туристская полоса препятствий

В начало

7 класс (17 часов)

Основы туристской подготовки (11 часов)


Природные объекты Красноярского края. Заповедники, национальные парки. Социально-культурные объекты Красноярского края.

Туристские и лечебно-оздоровительные возможности Красноярского края. Места отдыха, санатории и курорты Красноярского края.

Групповое туристское снаряжение, его выбор и подготовка с учётом погодных условий.

Организация туристского быта. Выбор места для привала и ночлега (бивака). Установка палатки. Типы костров. Правила разведения костра. Питание в туристском походе. Практические навыки обеспечения жизнедеятельности на привале, во время ночлега.

Способы преодоления естественных препятствий. Тактика движения туристской группы.

Обеспечение безопасности участников путешествия (похода, экскурсии). Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи при травмах и заболеваниях. Способы транспортировки пострадавшего

Ориентирование и топография (3 часа)


Способы измерений расстояний. Измерение среднего шага. Счёт шагов при движении шагом, бегом. Тренировка глазомера для измерения расстояния. Определение расстояния по времени движения.

Особенности зимнего ориентирования, ориентирование в усложнённых условиях.

Маршрутная глазомерная съёмка в походах. Способы маршрутной глазомерной съёмки: способ засечек, полярный способ.

Выбор пути и движение с учётом рельефа местности, проходимости и почвенного покрова. Выход на контрольные пункты и уход с них в выбранном направлении.

Движение по маркированной трассе с фиксацией основных ориентиров.

Дидактические игры, обучающие ориентированию на местности: «Тренируем глазомер», «Умей смотреть и видеть», «Шагай – считай», «С компасом и картой»

Физическая подготовка (3 часа)


Освоение и применение умений самоконтроля в ходе туристской деятельности.

Бег. Специальные упражнения для отработки длины и частоты шага, совершенствования техники бега.

Бег: равномерный, интервальный, переменный. Бег по пересечённой местности. Бег в усложнённых условиях: спиной вперёд, боком по воде, по песку, по пересечённой местности; прыжковый бег.

Смешанное передвижение с чередованием бега и ходьбы. Кросс от 3000 до 5000 метров.

Упражнения для развития физических качеств, необходимых в ходе туристской деятельности: выносливости, специфической координации, относительной силы.

Изучение приемов самомассажа.

Подвижные игры и эстафеты. Туристская полоса препятствий.

Применение навыков самоконтроля в условиях физической подготовки и туристской деятельности

В начало



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
при шестидневной учебной неделе (175 часов)

(5, 6, 7, 8, 9 классы)

5 класс (35 часов)

Основы туристской подготовки (18 часов)


Туризм – средство познания Красноярского края, средство физического развития и оздоровления. Виды туризма.

История развития туризма в Красноярском крае.

Основные достопримечательности Красноярского края: музеи и музейные комплексы.

Путешествие (экскурсия) в одно из достопримечательных мест Красноярского края (музей, музейный комплекс, заповедник, национальный парк, спортивное сооружение).

Подготовка к путешествию (походу, экскурсии): изучение литературы, знакомство с районом путешествия, маршрутом. Определение состава группы. Распределение обязанностей.

Личное туристское снаряжение

Ориентирование (8 часов)


Знакомство с понятием «ориентирование». Ориентирование по сторонам горизонта, основные направления на стороны горизонта.

Способы ориентирования по объектам природы: по солнцу, деревьям, мху, муравейникам. Ориентирование по местным предметам. Ориентирование по компасу – определение сторон горизонта.

Действия в случае потери ориентировки.

Дидактические игры, обучающие ориентированию на местности: «Краски осени», «Лесные находки», «Что за птица?», «Рассмотри и опиши», «Да и нет», «Весенний луг». «Что изменилось?», «Узнай растение по листу», «Что сначала, что потом?» и другие

Физическая подготовка (9 часов)


Ведение дневника самоконтроля: предназначение, форма, содержание; характеристика записей.

Ходьба по местности в разных условиях: в разном темпе, в гору, под гору, с перешагиванием через естественные препятствия. Дыхание при ходьбе.

Бег в разных условиях: с изменением темпа, в гору, с горы, с преодолением естественных препятствий, по ровному грунту, по траве. Кросс на дистанцию от 300 до 1000 метров. Дыхание при беге. Бег в сочетании с ходьбой.

Преодоление препятствий разными способами: прыжком, наступая, перешагивая; перелезая, влезая, подлезая.

Подвижные игры в природных условиях: «У медведя во бору», «Охотники и зайцы», «Мыши и кот», «Волк во рву», Лягушка и цапля», «Попади в цель», «С кочки на кочку», «Не намочи ног», «Шаги тигра», «Пройди бесшумно», «Не попади в болото»

В начало

6 класс (35 часов)

Основы туристской подготовки (18 часов)


Туризм как средство формирования прикладных навыков у человека, средство ознакомления с достопримечательностями Красноярского края. Виды туризма.

Памятники искусства и культуры Красноярского края (зодчество, архитектура и другие). Спортивные сооружения Красноярского края.

Путешествие (экскурсия) в одно из достопримечательных мест Красноярского края (музей, музейный комплекс, заповедник, национальный парк, спортивное сооружение).

Подготовка к путешествию (походу, экскурсии), в том числе теоретическая (изучение литературы, знакомство с маршрутом по карте и другое). Определение цели и района путешествия (похода, экскурсии). Составление маршрута и плана подготовки путешествия (похода, экскурсии). Определение состава группы, распределение обязанностей. Выбор и подготовка личного туристского снаряжения с учётом погодных условий. Правила движения в путешествии (походе, экскурсии).

Организация туристского быта в однодневном походе. Движение по маршруту. План-график движения. Питьевой режим на маршруте. Организация привала. Организация питания.

Обеспечение безопасности участников путешествия (похода, экскурсии)

Топография и ориентирование (8 часов)


Топография. Топографические и спортивные карты, их применение в походе. Условные знаки топографических и спортивных карт. Изображение рельефа.

Работа с компасом. Ориентирование карты и компаса. Азимут. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту.

Действия в случае потери ориентировки.

Дидактические игры, обучающие ориентированию на местности: «Что ты видел?», «Самый внимательный», «Запомни ориентиры», «Увидел – запомнил» и другие

Физическая подготовка (9 часов)


Ходьба по местности: формирование устойчивого ритма ходьбы в заданном темпе в гору, под гору, по ровной поверхности. Ходьба с преодолением естественных препятствий и в других возможных усложнённых условиях. Дыхание при ходьбе.

Бег по пересечённой местности, по лесу, по песку, по воде. Бег в усложнённых условиях: со сменой направлений, спиной вперёд, с остановками, с оббеганием препятствий; прыжковый бег. Дыхание при беге. Кросс от 500 до 2000 метров.

Упражнения для развития быстроты и специфических видов координации.

Эстафеты. Сюжетные подвижные игры, проводимые в природных условиях (по выбору обучающихся, учителя). Туристская эстафета. Простейшая туристская полоса препятствий

В начало

7 класс (35 часов)

Основы туристской подготовки (18 часов)


Природные объекты Красноярского края. Заповедники, национальные парки. Социально-культурные объекты Красноярского края.

Путешествие (экскурсия) в одно из достопримечательных мест Красноярского края (музей, музейный комплекс, заповедник, национальный парк, спортивное сооружение).

Групповое туристское снаряжение.

Организация туристского быта. Выбор места для привала и ночлега (бивака). Установка палатки. Правила разведения костра. Питание в туристском походе.

Обеспечение безопасности участников путешествия (похода, экскурсии).

Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи при травмах и заболеваниях

Ориентирование и топография (8 часов)


Способы измерений расстояний. Измерение среднего шага. Счёт шагов при движении шагом, бегом. Тренировка глазомера для измерения расстояния. Определение расстояния по времени движения.

Планирование маршрута по топографической карте.

Дидактические игры, обучающие ориентированию на местности: «Тренируем глазомер», «Умей смотреть и видеть», «Шагай – считай», «С компасом и картой»

Физическая подготовка (9 часов)


Способы ходьбы.

Бег. Специальные упражнения для отработки длины и частоты шага, совершенствования техники бега.

Бег: равномерный, интервальный, переменный. Бег по пересечённой местности. Бег в усложнённых условиях: спиной вперёд, боком по воде, по песку, по пересечённой местности; прыжковый бег.

Смешанное передвижение с чередованием бега и ходьбы. Кросс от 800 до 3000 метров.

Подвижные игры и эстафеты. Туристская полоса препятствий.

Применение навыков самоконтроля в условиях физической подготовки и туристской деятельности

В начало

8 класс (35 часов)

Основы туристской подготовки (18 часов)


Туристские и лечебно-оздоровительные возможности Красноярского края. Места отдыха, санатории и курорты Красноярского края. Спортивный туризм.

Выбор и подготовка личного и группового снаряжения с учётом погодных условий.

Тактика движения туристской группы.

Типы костров и особенности их разведения. Практические навыки обеспечения жизнедеятельности на привале, во время ночлега.

Обеспечение безопасности участников похода.

Способы преодоления естественных препятствий.

Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи при травмах и заболеваниях. Способы транспортировки пострадавшего

Ориентирование и топография (6 часов)


Определение расстояния во время движения.

Планирование маршрута по спортивной карте.

Маршрутная глазомерная съёмка в походах. Способ засечек – способ маршрутной глазомерной съёмки.

Выбор пути и движение с рельефа учётом местности, проходимости и почвенного покрова

Физическая подготовка (11 часов)


Смешанное передвижение.

Бег. Специальные упражнения для развития и проявления быстроты, общей выносливости. Бег с преодолением препятствий.

Упражнения для развития специальных физических качеств, необходимых в туристской деятельности: специальных видов выносливости, специфической координации, относительной силы.

Применение навыков самоконтроля в условиях физической подготовки. Кросс от 3000 до 5000 метров

В начало

9 класс (35 часов)

Основы туристской подготовки (16 часов)


Спортивные сооружения и социально-культурные объекты Красноярского края.

Разработка маршрута многодневного похода. Тактика движения туристской группы. Практические навыки обеспечения жизнедеятельности в походе: на привале, во время ночлега.

Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи при травмах и заболеваниях. Способы транспортировки пострадавшего

Ориентирование и топография (7 часов)


Особенности зимнего ориентирования, ориентирование в усложнённых условиях.

Техника рисовки. Планшет для съёмки, материал для рисовки.

Маршрутная глазомерная съёмка в походах. Полярный способ маршрутной глазомерной съёмки.

Выход на контрольные пункты и уход с них в выбранном направлении. Движение по маркированной трассе с фиксацией основных ориентиров

Физическая подготовка (12 часов)


Изучение приёмов массажа и самомассажа.

Бег с выходом на заданные ориентиры; с выходом на заданную точку с контролем направления и расстояния; по дорогам, тропам, просекам с изменением расстояния; по лесу разной проходимости, склонам различной крутизны.

Физические упражнения для развития специальных физических качеств

В начало





К оглавлению | На главную